Импорт российского ископаемого топлива в Европейский союз составлял около 1 миллиарда долларов в месяц в конце 2023 года по сравнению с максимумом в 16 миллиардов долларов в месяц в начале 2022 года, по данным аналитического центра Bruegel в Брюсселе.
Большую часть оставшегося импорта составлял природный газ. Согласно данным Европейской комиссии, на Россию по-прежнему приходилось 15% от общего объема импорта газа в ЕС в 2023 году, уступая Норвегии и США на 30% и 19% соответственно и опережая страны Северной Африки на 14%.
Большая часть этого газа поступает по трубопроводам, пересекающим Украину и Турцию. Среди крупнейших покупателей — Австрия, Словакия и Венгрия, экономика которых в значительной степени зависит от топлива.
Крупные потребители энергии, включая Испанию, Францию, Бельгию и Нидерланды, по-прежнему импортируют российский сжиженный природный газ танкерами. Часть газа в конечном итоге смешивается с другими источниками газа в европейской трубопроводной сети, что означает, что он потенциально поступает в Германию, несмотря на обещание этой страны избегать использования российского газа.
Европейские потребители России часто были заперты в жестких долгосрочных контрактах, от которых нелегко было отвертеться.
Переход может быть дорогостоящим, поскольку доступные запасы на мировом газовом рынке, как ожидается, останутся ограниченными в течение следующих двух лет, пока не возникнет новая волна поставок из стран-экспортеров, таких как США и Катар. Значительная часть газа, доступного для импорта в Европу, потребляется странами, которые в последние годы закрыли свои угольные и атомные электростанции.
Австрия, Словакия и Венгрия заявили, что ищут альтернативные источники. Но промышленность в этих странах, не имеющих выхода к морю, была построена для работы на энергии с востока, и они платили бы больше, если бы покупали нероссийский газ, поступающий на новые терминалы СПГ, строящиеся в Западной Европе.
На данный момент общеевропейского запрета на российский газ нет, хотя некоторые страны, такие как Великобритания, Германия и страны Балтии, решили прекратить импорт топлива.
Некоторые крупные европейские корпорации давно инвестируют в российскую энергетику и не хотят отказываться от своих вложений. Французская TotalEnergies SE остаётся акционером гигантского проекта «Ямал СПГ» в российской Арктике. Испанская энергетическая компания Naturgy Energy Group SA заключила 20-летний контракт на закупку сжиженного топлива на «Ямале» до 2038 года.
Импорт российской сырой нефти по трубопроводам и наземные поставки некоторых несанкционированных нефтепродуктов продолжаются, хотя и в гораздо меньших объемах, чем ранее. По-прежнему нет запрета на нефтепродукты, произведенные на нефтеперерабатывающих заводах за пределами Европы с использованием российской нефти, например, в Турции. Продажи с этих НПЗ в ЕС принесли России, по оценкам Global Witness, 1,1 млрд евро (1,2 млрд долларов) налоговых поступлений в 2023 году.
Вполне вероятно, что часть российской сырой нефти попадает в Европу после покупки посредниками в других странах и смешивания с поставками из других источников.
Отслеживать российскую нефть и СПГ до места назначения стало сложнее с тех пор, как Москва развернула большой танкерный “теневой флот”, чтобы избежать воздействия международных санкций.
Часть теневого флота попала под санкции Великобритании, ЕС и их союзников, и нет никаких свидетельств прямых поставок в Европу. Но трудно отслеживать все перепродажи по всему миру.
На долю России приходилось менее 10% потребления газа в Европе в 2023 году, по сравнению с более чем третью до 2022 года. Норвегия вытеснила Россию в качестве крупнейшего поставщика трубопроводного газа на континенте. Отчасти благодаря новым мощностям, построенным для разгрузки СПГ из альтернативных стран-экспортеров, США стали крупнейшим поставщиком сжиженного топлива в Европу.
Кроме того, Европа потребляет меньше энергии — отчасти потому, что некоторые отрасли, испытывающие трудности с высокими счетами за электроэнергию, сократили свою деятельность, но также из-за экономии энергии и рекордного использования возобновляемых источников энергии.Кризис 2022 года укрепил решимость европейских правительств ускорить переход на более экологически чистые источники энергии. В результате производство электроэнергии на газе и угле сократилось на рекордную величину, по данным лондонской энергетической исследовательской компании Ember.
В 2023 году ветер впервые произвел больше энергии, чем газ. По данным UBS Group AG, спрос на газ в Европе в период с января по август был на 20% ниже докризисного среднего показателя.
В 2022 году цены на энергоносители выросли более чем в 20 раз по сравнению с историческими нормами. Некоторые европейские заводы были вынуждены свернуть свою деятельность или сократить производство, и многие малые предприятия закрылись.
С тех пор цены упали, но остаются выше докризисного уровня, что делает наиболее энергозатратные отрасли промышленности Европы менее конкурентоспособными. В то время как низкий спрос за рубежом сейчас является главной проблемой для многих немецких производителей, дорогостоящие энергоносители остаются одной из причин, по которой такие компании, как Volkswagen AG и BASF SE, испытывают трудности.
Домохозяйства, столкнувшиеся с ростом счетов за электроэнергию, нашли способы сократить потребление. Но для многих дополнительные расходы стали настоящим испытанием. По данным Европейской комиссии, почти 11% граждан ЕС не смогли обеспечить в своих домах достаточную температуру в 2023 году.
www.bloomberg.com/news/articles/2024-09-27/why-europe-can-t-give-up-russian-gas-despite-sanctions-over-ukraine