Кот, если не я
Кот, если не я личный блог
Вчера в 22:20

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Я уже рассказывал в этой статье, как строю свой бизнес на трех крупнейших маркетплейсах — без своего склада, просто выкупая товар у поставщика, когда приходит заказ. Схема вроде простая: получил заказ, купил, переупаковал и отправил. Но не всё так гладко, как кажется. Многие спрашивали меня в личке, как повторить эту модель. Так вот, прежде чем рваться в бой, давайте поговорим о том, что может пойти не так. В этой статье я поделюсь пятью своими ошибками, которые стоили мне кучу денег и нервов.  

Если вам интересна тема бизнеса, то подписывайтесь на мой Telegram, без рекламы и успешного успеха, только о бизнесе и людях, которые его делают

Содержание:

— Как Яндекс.Маркет отменил кратности у части товаров

— Как конкурент выдавливал меня с площадки

— Как склад подставил меня с отгрузками

— Как я оказался вынужденным продать товар ниже себестоимости

— Второй ценовой сбой

— Полезные ссылки

Как Яндекс.Маркет отменил кратности у части товаров

Маркетплейс: Яндекс.Маркет

Стоимость ошибки: 20 000 рублей и неделя работы

Когда я изначально только начинал на Яндекс.Маркете, всё строилось на сложных Excel-таблицах, где считалась юнит-экономика для каждого из моих складов в трёх городах. Эти таблицы — почти на 30 тысяч позиций каждая — помогали определять, по какой цене продавать товар и сколько единиц нужно оставить в наличии.

Одной из фишек Яндекс.Маркета тогда была «кратность» — возможность продавать товар только наборами. Например, продавать ручки не поштучно, а упаковками из N-штук. Это позволяло больше зарабатывать, так как мне выгоднее продавать большее количество товара, но всё изменилось, когда Маркет внезапно отменил эту опцию у части товаров...

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей 5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Так вот, в один прекрасный осенний день, я зашел в систему в начале рабочего дня, чтобы проверить, какие заказы нужно обработать. И тут увидел: сотни заказов на разные товары, которые я продавал с кратностями. Но вот беда — все заказы пришли на одну штуку. Чтобы вы понимали, отмена каждого заказа — это штраф, примерно 3% от стоимости, но не менее 50 рублей за отмену одного заказа, а отправить заказ не получится, потому что мне придется заплатить складу за переупаковку и маркетплейсу за доставку. В итоге это обойдется дороже, чем просто продать одну «ручку». Я начал разбираться в ситуации и выяснил, что Яндекс изменил правила и отменил кратности в некоторых категориях. А теперь решать, что делать дальше, должен был я, как селлер.

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

К счастью, маркетплейс признал свою ошибку, и отмена множества заказов с неправильными кратностями мне ничего не стоила. Однако мне пришлось заново перерабатывать всю свою автоматизацию в таблицах.

Эта ситуация обошлась мне в 20 000 рублей за работу программиста и целую неделю времени

Я переписал кратности в наименования товаров, чтобы донести до покупателей информацию о том, как именно продается тот или иной товар. Теперь наименования выглядят так:

— Ранее: «Точилка EISEN (АЙЗЕН, Германия), с контейнером, «Карандаш», 510» и на кнопке «в корзину» указана кратность 20

— Теперь: «Точилка EISEN (АЙЗЕН, Германия), с контейнером, «Карандаш», 510, 20ед. в комплекте»

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Как конкурент выдавливал меня с площадки

Маркетплейс: Озон

Стоимость ошибки: 30 000 рублей

Как я уже упоминал, в моих магазинах представлено десятки тысяч товаров, включая различные детские игрушки. Однажды я заметил, что поступило несколько заказов на игрушечные телефоны для детей. Это показалось мне странным, ведь цена на этот товар была далеко не оптимальной. Тем не менее, заказы пришли без ошибок в ценообразовании, и я был готов их выполнить.

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

С каждым днем заказов на эти телефоны становилось все больше. Сначала было 5 штук, а к концу недели их заказывали уже по 20. К пятнице я начал сомневаться в корректности заказов, хотя никаких признаков мошенничества не наблюдалось. Клиенты были разные, и проблем не возникало.

Однако веселье началось на следующей неделе: все отгруженные заказы начали массово отменяться, хотя товары уже были в пути к клиентам. В итоге все телефоны вернулись на мой склад, а поставщик отказал в их возврате. Я остался с 150 штук этих телефонов на руках. В дальнейшем я их просто выкинул

Закупка товара: 20000 рублейПереупаковка товара: 10 000 рублейОзону: 0 рублей

Прекратить поток этих заказов получилось только тогда, когда я убрал данный товар с витрины. Было очевидно, что кто-то пытался выбить мой товар с площадки, но кто именно и зачем — я так и не понял. Моя цена была значительно выше, чем у конкурентов, и на их продажи я никак не влиял. Я обратился в техподдержку, но они сказали, что ничего не могут сделать, так как заказы были совершены по правилам, и поводов для разбирательств не было. Вот так я и остался наедине с двумя коробками детских телефонов.

Как склад подставил меня с отгрузками

Маркетплейс: -

Стоимость ошибки: 35 000 рублей

Качественная работа склада — один из ключевых элементов моей бизнес-модели. Если товары принимаются, переупаковываются и отгружаются вовремя, то бизнес идет в правильном направлении. Но как только возникают сбои, все рушится. Недавно я запустил склад в новом для себя городе и, как обычно, нашел партнера через Авито. Да, да, именно так я ищу своих поставщиков — не судите меня строго!

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Я связался с руководителем, и мы договорились о сотрудничестве. Он даже прислал мне видео, показывающее, как у них организована работа через 1С. Я подумал, что у ребят серьезный подход. После успешной первой отгрузки я оформил вторую, но перед третьей заметил, что первая была выполнена не полностью. У меня жесткие временные рамки, и мне нужно было успеть до 15:00 по Москве, чтобы товары прибыли на склад на следующий день. Поэтому я продолжил оформлять отгрузки.

К сожалению, вскоре выяснилось, что и вторая отгрузка тоже никуда не уехала.

«У нас возникли проблемы с людьми, но на этой неделе все будет отлично, все отгрузим сегодня»
— Руководитель фулфилмента 5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Так повторилось еще два раза. В итоге отгрузка со вторника была перенесена через выходные, а это уже критично. Во-первых, я плачу штраф за каждый день просрочки отгрузки на Сортировочный центр, во-вторых, клиент долго ждет свой заказ, и вероятность негативного отзыва или отмены растет с каждым днем.

В конечном итоге, я прекратил отгрузки на этот склад и оперативно нашел нового партнера, передоговорившись с поставщиком, чтобы он начал возить товары на другой адрес. К сожалению, я до сих пор не решил вопрос с оставшимися товарами по отмененным заказам — они до сих пор на том злополучном складе.

Штрафы за перенос и отмену: 12 000 рублейТовары, которые отменили и которые некуда деть: 23 000 рублей

К сожалению, либо я еще не нашел способа защитить себя от подобных ошибок с партнерами, либо это просто невозможно. Если у вас есть идеи на этот счет — давайте обсудим в комментариях!

Как я оказался вынужденным продать товар ниже себестоимости

Маркетплейс: Яндекс.Маркет

Стоимость ошибки: 43 300 рублей

Каждый, кто работает по системе кросс-докинга или дропшиппинга, хоть раз сталкивался с подобной проблемой. Обычно средний чек моего заказа составляет около 1500 рублей. Когда я замечаю всплеск в статистике за день, радоваться не хочется — уже не верю ни в Деда Мороза, ни в другие чудеса. Первое, что я делаю, — проверяю заказы на наличие ошибок.

Раньше, пока я не начал использовать обмены через API, вся работа шла в Excel. Я заполнял шаблоны с товарами и остатками и загружал их на маркетплейс. Формулы, конечно, делали свое дело, но Excel — это такая мощная, но капризная программа в том плане, что любое неловкое движение способно сдвинуть все формулы, и ты ничего не заметишь при этом, если не пересчитаешь вручную.

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Вот однажды именно это и произошло: в моем шаблоне неожиданно сдвинулись формулы, и в систему Маркета попали товары с неправильными ценами. В итоге некоторые позиции начали продаваться с дисконтом в десятки раз.

На тот момент пришло около 50 заказов, но, к счастью, я заметил сбой всего через несколько часов. Не оставалось ничего другого, как отменить заказы. Отмена — это всегда хлопотно, но я смирился с тем, что придется заплатить штраф и, возможно, столкнуться с блокировкой магазина. Блокировка на Яндекс.Маркете, кстати, решается с помощью несложных переговоров с техподдержкой.

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Почувствовав облегчение, я подумал, что на этом история закончилась, но нет! На следующий день я получил электронное письмо с официальным заявлением от покупателя одного из отмененных заказов. Он требовал выполнить обязательства и отправить ему товар по той цене, по которой он его приобрел на маркетплейсе. Заказ был на семена для газона, и во время сбоя цена на него составила 1 500 рублей за мешок, хотя по моей юнит-экономике она должна была быть не менее 12 000 рублей. А он заказал 10 мешков.

Претензия была написана официально, с подписями и угрозами обратиться в суд, если я не исполню свои обязательства. Это означало не только обязанность выполнить заказ по той цене, но и возможность судебных издержек в случае проигрыша.

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

Я обратился к двум юристам, и оба признали ситуацию довольно однозначной — у меня было мало шансов что-то изменить. Они посоветовали просто отправить заказ и забыть об этом, как о страшном сне. В конечном итоге я нашел производителя газона и заказал необходимое количество товара с доставкой сразу покупателю на дачу. После этого он сообщил мне, что претензий ко мне больше не имеет, и на этом история завершилась.

Второй ценовой сбой

Маркетплейс: Яндекс.Маркет

Стоимость ошибки: 220 000 рублей

Так вышло, что в какой-то момент мне пришлось временно отключить автоматизацию и несколько раз вручную обновить остатки с ценами. И вот после одного такого обновления, поздно ночью, произошел следующий диалог с моим менеджером:

— Сергей, у нас пришло много заказов с неправильными ценами- Много это сколько?- Примерно 1500 заказов- ****** * ***! А что там?- Микроволновка и телевизор выложены по 1500 и 2500 рублей, в закупке они 14500 и 24000 соответственно- ****** *****. Ладно, сейчас буду разбираться, срочно отключите все магазины!

Произошло то, что я описывал в предыдущей главе, но только гораздо масштабнее. После последнего обновления где-то были сдвинуты формулы или что-то еще произошло не так и товары выложились по неправильным ценам. Отмена всех заказов обошлась мне в около 220 000 рублей. Однако гораздо больше меня беспокоила возможность претензий от покупателей. Мой магазин заблокировали, а чтобы избежать повторения этой ситуации я полностью удалил ассортимент из магазинов на Яндексе. Затем я решил заново перезагрузить все товары и создать автоматизацию для этого маркетплейса с нуля с уже правильными ценами.

5 ключевых моих ошибок на маркетплейсах, которые обошлись мне в 348 000 рублей

В течение месяца я вздрагивал от каждого звонка с незнакомого номера и с опаской постоянно проверял почту, но, к счастью, обошлось без претензий. На погашение долга перед Маркетом мне потребовалось около 2,5 месяцев. Я закрывал задолженность за счет выручки от отгруженных заказов.

Всегда хочется верить, что этот список окончательный и больше ничего со мной в этом бизнесе не случится. Но на всякий случай каждый день держу наготове свою нервную систему.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Если вам понравилось, присоединяйтесь ко мне в Telegram, где я пишу о своем проекте и делаю подкасты с разборами разных бизнесов

10 Комментариев
  • Вад
    Вчера в 22:53
    А пример письма от покупателя с заказом семян можно добавить?
    • kuzbass_oleg
      Сегодня в 04:22
      Вад, да там всё стандартно, я купил у вас то то по такой то цене. деньги заплатил. сделка купли продажи состоялась. пришлите купленный товар или пойду в суд.
  • идея конешшно забавная, но… кроме нервов шо нибудь удалось поиметь?
  • Шеба Джафари
    Вчера в 23:23
    хоспадеееееее… ну как так не аккуратно то можно? я каждый день цены проверяю, правда у меня 800 ску и каждый день из долбанных акций товар убираю. 
  • Павел "Polis6" Пашкин
    Сегодня в 00:52
    Можно было один последний абзац оставить и все. Зачем эти тонны бесполезной копипасты. Я после первых же слов пролистал искать в конец слова,  «подписывайтесь на мой телеграмм». Конечно же ни на чей телеграм мы подписываться не будем. Спасибо.
    • kuzbass_oleg
      Сегодня в 04:23
      Павел "Polis6" Пашкин, согласен, в топку сразу телегу.
  • Ez-v
    Сегодня в 05:45
    Автоматизировал все через api и гугл таблицы. Теперь в онлайне контролирую текущую чистую прибыль, прогноз, топ 10, топ 30, наценку, маржинальность, все расходы.Товар из акций удаляю теперь за минуту (у меня 2000 sku)

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн