Более того, общий рост тарифов РЖД в 2022-2023 годах достиг колоссальных 44,6%, при этом более 50% объемов экспорта угля оказались под санкциями, а себестоимость добычи подскочила. Между тем, производители коксующегося угля продолжают платить экспортную пошлину.
Многие компании предусматривали в своих бюджетах на 2025 год повышение тарифов РЖД на 7-10%, но резкий рост на 17-22% вынуждает их пересмотреть свои планы. Итоги первого полугодия 2024 года показывают, что угольные компании уже отказываются от новых проектов и сокращают инвестиции.
Дополнительное давление на рентабельность экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов на энергетический уголь с 01 июня 2022 года. В настоящее время отмена действует до конца 2024 года. Отмена коэффициента 0,895 для энергетического угля привела к росту тарифа в среднем на 11%, в то время как отмена коэффициента 0,4 для дальнего следования – на 25-27%.
Перевозки в восточном направлении, где железнодорожная инфраструктура остается перегруженной из-за перенаправления поставок в АТР, могут стать нерентабельными, в то время как экспорт на юг и запад уже убыточный. На фоне совокупности негативных факторов новая корректировка тарифов на транспортировку приведет к дальнейшему снижению добычи угля в Кузбассе и других угледобывающих регионах, а также к значительному сокращению экспортных поставок.
В январе-августе 2024 года железнодорожные перевозки угля на экспорт снизились до 126,3 млн т (-13,0 млн т или -9,4% г/г).