Российские нефтеэкспортёры всё больше пользуются страховыми услугами отечественных компаний при поставках в Индию, что помогает Москве поддерживать бесперебойную торговлю своими энергоресурсами, несмотря на западные санкции, показали данные источников в сфере торговли и судоходства.
Страны Большой семерки (G7), Евросоюз и Австралия ввели ограничение цены на российскую нефть в размере $60 за баррель: при продаже ниже этого уровня западные страховые и судовые компании могут предлагать свои услуги продавцам российских грузов. Западные санкции ограничивают доходы РФ, не останавливая поступление российской нефти на рынок.
Индия одобрила работу целому ряду российских страховщиков на предоставление страхования для танкеров после того, как государственная Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) предоставила финансовую гарантию. РНПК осуществляет перестрахование почти всех финансовых рисков компаний РФ после введения западных санкций в 2022 году.
В июле Индия, которая не присоединилась к санкциям западных стран в отношении Москвы, обогнала Китай и стала крупнейшим покупателем российской нефти. Индия стала крупнейшим рынком для российских морских нефтяных грузов после того, как в 2022 году вступило в силу эмбарго ЕС на поставки сырья из России.
Страхование около 60% нефтяных танкеров, осуществивших поставку нефти РФ в Индию в июле, было предоставлено российскими компаниями, включая Ингосстрах, Росгосстрах, Альфастрахование и ВСК Страхование, согласно расчетам Рейтер на основе информации, предоставленной источниками.
Ингосстрах, крупнейший страховщик нефтяных танкеров, перевозящих российскую нефть в Индию в июле, заявил, что его «отношения с Индией являются долгосрочными — компания присутствует на этом рынке с 1967 года», добавив, что не может оценить свою долю или долю российского страхования нефтяных танкеров, поставляющих сырье в Индию.
Ингосстрах добавил, что его основным бизнесом является предоставление страхования автомобилей, имущества и жизни, в то время как его портфель P&I для всего застрахованного флота, включая внутренний речной флот, бункеровщики и каботаж, составляет менее 1% от общего объема премий компании.
Росгосстрах отказался от комментариев. Альфастрахование и ВСК Страхование не ответили на запросы Рейтер о комментариях.
Все три компании сфокусированы в первую очередь на бизнесе в России, предоставляя услуги страхования для людей, такие как страхование имущества и автомобилей, в то время как страхование танкеров не является их основным бизнесом, согласно имеющимся публичным данным.
Страховое покрытие для оставшихся 40% танкеров, которые отправили нефть в Индию в июле, было предоставлено западными компаниями, которые по-прежнему сохраняют существенную долю на рынке страхования российских нефтеналивных судов. Тем не менее, если в 2022-2023 годах львиную долю страховых услуг предлагали западные компании, то в этом году страховые фирмы РФ увеличили присутствие на рынке морских перевозок.
Тем временем санкции затрудняют для западных страховщиков предоставление услуг танкерам, перевозящим российскую нефть, ставя под угрозу возможные компенсационные выплаты за разлив нефти или другие аварии, сказал трейдер.
«Проще производить платежи российской страховой компании, если поставщиком является российская фирма или бенефициаром является гражданин России», — отметил он, добавив, что не все торговые фирмы, участвующие в торговле российской нефтью, напрямую связаны с Россией.
Безопасность поставок российской нефти является острой проблемой, поскольку в торговле задействовано множество танкеров возрастом более 15 лет, входящих в так называемый «теневой флот», говорят трейдеры.
www.reuters.com/business/energy/russian-insurance-shores-up-oil-exports-top-buyer-india-2024-09-18/