Менеджмент Магнита ($MGNT) вносит интересное нововведение в стратегию развития компании — стало известно, что ритейлер решил запустить франшизу.
Как мы знаем, ранее компания была сосредоточена исключительно на открытии собственных магазинов.
Речь идет о формате т.н. “обратной франшизы” (который уже развивает Пятерочка).
Сейчас Магнит ведет переговоры с потенциальными франчайзи. По прогнозам, первые партнерские магазины компании откроются уже осенью 2024 года 💥
❓
Что за всем этим кроется?
Во-первых, формат обратной франшизы подразумевает передачу в пользу франчайзи прав на использование бренда и бизнес-модели Магнита.
Если в “стандартной” франшизе франчайзи уплачивает компании роялти и паушальный взнос (единоразовый платеж за право использовать бренд компани, “за вывеску”), то при обратной франшизе партнер компании инвестирует в создание магазина (строительство, аренда – не суть…).
В этом, кажется, и заключается смысл идеи:
Магнит наращивает темпы экспансии, фактически, во многом за счет франчайзи, а уже не за счет своих ресурсов.
С учетом того, что сумма инвестиций в открытие одной торговой точки составляет от 2,5 млн рублей (сумма не самая великая, скажем прямо) и то, что по словам менеджмента,
Магнит не будет предъявлять жесткие требования к размеру помещений (диапазон подходящих торговых площадей – 50-1000 кв м.) идея может найти живой отклик у потенциальных франчайзи. Особенно, в регионах.
Франчайзи будут некими “агентами” компании по реализации товаров и будут осуществлять операционное управление торговой точкой. За это Магнит будет выплачивать комиссию с продаж. То есть в расчете на одну торговую точку выручка $MGNT
при прочих равных уменьшится, но в целом (!) по компании за счет предполагаемого роста количества торговых площадей – наоборот, имеет шансы увеличиться.
В компании уточняют, чтобы стать франчайзи, необходимо быть собственником или долгосрочным арендатором торговой площади. Франчайзи могут стать как независимые предприниматели, так и региональные ритейлеры!
🔥 То есть: идея с франшизой = на открытие магазинов под своим брендом, свои средства тратить не надо, вкладываться в сделки M&A региональных сетей – не надо, просто дай право использовать свой бренд, и экспансия осуществиться во многом за счет средств франчайзи.
📌 Дополнительным аргументом для потенциальных франчайзи воспользоваться такой возможностью должно стать то, что Магнит берет на себя аналитическое сопровождение бизнеса и оценку “эффективности локаций и потенциальных финансовых показателей будущих магазинов”. Кроме того, компания будет обучать франчайзи
“формированию ассортиментной матрицы, обеспечивать интеграцию с собственными IT-системами и др”.
🤔👍 👍На мой взгляд, идея неплоха.
С одной важной оговоркой — если (!!!) все это получится и предложение потенциальными франчайзи действительно будет воспринято ими благосклонно, причем массово.
В июле Магнит выплатил дивиденды, размер которых разочаровал рынок – ждали большего.
В условиях высокой ключевой ставки компании становится труднее привлекать финансирование для развития, а имеющийся кэш есть большой соблазн потратить не на дивиденды, а, условно, положить на депозит.
☝️
Финрезультаты за 2023 год показали рост чистого долга на 71,6% г/г (до 180,8 млрд рублей) и показателя Чистый долг/EBITDA до 1х с 0,66х по итогам 2022 года (темп роста существенный). При этом для сравнения, показатели выручки, EBITDA и рентабельности оказались гораздо скромнее: соответственно, +8,2% г/г (до 2,55 трлн рублей), +3,6% г/г (до 166 млрд рублей) и 6,5%.
🤔Так что идея с франшизой имеет свою логику. Будем наблюдать за реализацией.
©Биржевая Ключница
Только в новых кварталах и небольших деревнях. Вот в деревнях открыть магнит в 50-100 квадратов, то ещё может попереть.