Это II раздел пояснительной записки к Федеральному Бюджету
. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – прогноз).
Прогноз учитывает проведение денежно-кредитной политики Банка России в рамках режима таргетирования инфляции на протяжении всего прогнозного периода, а также предусматривает проведение бюджетной политики в соответствии с конструкцией «бюджетных правил» (в том числе в рамках переходного периода в 2024 году).
Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:
сохранение на протяжении всего прогнозного периода основного перечня ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России;
устойчивый рост мирового ВВП на уровне показателей, наблюдавшихся до пандемии (около 3,0% в 2024-2026 годах соответственно). Возможности для более высокой экономической динамики будут ограничены последствиями протекающей производственно-экономической и финансовой фрагментации мировой экономики, а также накопленными ранее структурными дисбалансами;
превышение мировой инфляцией уровня заданных целевых ориентиров. Учитывая отмечаемую устойчивость цен к повышению ставок отдельными странами, ожидается, что траектория ужесточения денежно-кредитной политики будет более высокой, а период нормализации денежно-кредитной политики и время, которое необходимо для полного проявления всех эффектов на мировую экономику и финансовую систему (в том числе в части процентного риска) – более продолжительным, чем предполагалось ранее;
сдержанная динамика отечественного импорта товаров (после значительных 7,4% в 2023 году на фоне роста внутреннего спроса, переориентации на альтернативных поставщиков, реконфигурации и выстраивания новых производственно-логистических цепочек) вследствие замедления внутреннего спроса, а также переключения потребителей на отечественные товары (в том числе из-за роста цен на импортную продукцию в результате ослабления рубля);
восстановление экспортных поставок (по сравнению с существенным сокращением в 2023 году) за счет освоения новых рынков сбыта, переориентации цепочек поставок и повышения уровня цен на ключевые сырьевые товары российского экспорта (в частности, ожидается, что экспортная цена на российскую нефть вырастет с 63,4$/барр. в 2023 году до 71,3$/барр. в 2024 году. По мере трансформации мирового энергетического рынка ожидаетсясохранение сырьевых котировок в диапазоне 70$/барр.);
постепенное ослабление курсовой динамики до уровней 90-92 рублей за доллар США в 2024-2026 годах. Вместе с тем, в соответствии с инфляционным дифференциалом, реальный эффективный курс рубля будет сохраняться стабильным на всём прогнозном горизонте.
Таблица 2.1
Основные макроэкономические показатели на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов
Наименование |
2022 год (отчет) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||||
Закон № 466-ФЗ |
Законо- проект** |
Δ к закону, % |
Закон № 466-ФЗ |
Законо-проект** |
Δ к закону, % |
Законо- проект** |
Δ к законопроекту на 2025 год, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4*100 |
7 |
8 |
9=8/7*100 |
10 |
11=10/8*100 |
Экспортная цена на российскую нефть, долл./барр. |
79,6 |
63,4 |
67,5 |
71,3 |
105,6 |
65,0 |
70,1 |
107,9 |
70,0 |
99,9 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
702,9 |
354,4 |
477,1 |
268,8 |
56,3 |
400,1 |
263,2 |
65,8 |
256,0 |
97,3 |
ВВП, млрд руб. |
153435* |
166015 |
159714 |
179956 |
112,7 |
170598 |
190637 |
111,7 |
202304 |
106,1 |
Рост ВВП, % |
-2,1 |
2,8 |
2,6 |
2,3 |
88,5 |
2,6 |
2,3 |
88,5 |
2,2 |
95,7 |
Инвестиции, |
27865 |
31594 |
29363 |
34026 |
115,9 |
31922 |
36743 |
115,1 |
39587 |
107,7 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долл. США |
255 |
293 |
304 |
303 |
99,7 |
320 |
312 |
97,5 |
322 |
103,2 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долл. США |
593 |
461 |
527 |
475 |
90,1 |
536 |
485 |
90,5 |
501 |
103,3 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд руб. |
47612 |
49022 |
60939 |
53529 |
87,8 |
66821 |
56357 |
84,3 |
59308 |
105,2 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
11,9 |
7,5 |
4,0 |
4,5 |
112,5 |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
4,0 |
100,0 |
Курс доллара, рублей за доллар США |
67,5 |
85,2 |
70,9 |
90,1 |
127,1 |
72,2 |
91,1 |
126,2 |
92,3 |
101,3 |
Фонд заработной платы, млрд руб. |
33654 |
38159 |
38767 |
42364 |
109,3 |
41649 |
45459 |
109,1 |
48755 |
107,3 |
* — ВВП в 2022 году учитывает экономическую активность, связанную с новыми регионами;
** — показатели будут уточнены по мере выхода официальной статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям в соответствии с Федеральным планом статистических работ
Восстановление экономической активности протекает более динамичными, чем прогнозировалось ранее, темпами. Российские производители эффективно перестраивают свои бизнес-модели и производственно-логистические маршруты, задействуя свободные ресурсы, осваивая новые рынки сбыта и занимая освободившиеся от ушедших иностранных компаний ниши, замещая выпадающий импорт. На фоне ускоренной адаптации экономики к введенным ограничениям по итогам
I полугодия 2023 года темпы роста ВВП выросли на 1,6% г/г, а экономическая динамика по большинству направлений достигла докризисного уровня. Учитывая более интенсивный процесс подстройки деловой активности к новым условиям, ожидается, что по итогам 2023 года экономика покажет рост на уровне более чем 2,8% преимущественно за счет восстановления внутреннего спроса — какинвестиционного, так и потребительского(в том числе в условиях реализации программ импортозамещения, а именно наращивания производства отечественных товаров и услуг). В дальнейшем темпы роста экономики выйдут на более умеренную траекторию в 2,3-2,2% (вследствие окончания восстановительной фазы экономического роста), сохранившись на этом уровне до конца рассматриваемого периода.
Благодаря стимулирующей бюджетной политике (активная реализация программ государственной поддержки, в том числе программ импортозамещения и параллельного импорта), мягкой до середины 2023 года денежно-кредитной политике (поддерживающей рост корпоративного кредитования), а также на фоне расширения существующего производства (как следствие переориентации отечественных производств на расширившийся внутренний спрос) инвестиционная активность второй год подряд сохраняется на повышенном уровне (7,6% по итогам I полугодия 2023 года, ожидаемые 6,0% по итогам 2023 года). В 2024-2026 годах ожидается более сдержанная динамика капиталовложений (на уровне 2,3%-3,0%). К концу прогнозного горизонта вклад инвестиций в ВВП стабилизируется и будет обеспечиваться преимущественно частным сектором (за счет собственных средств организаций и кредитных источников).
В условиях интенсификации деловой активности, а также на фоне дефицита специалистов по некоторым специальностям в 2023 году уровень безработицы зафиксировался на минимальных исторических уровнях (3,0% в июле 2023 года). Рынок труда переживает дефицит предложения квалифицированной рабочей силы. Ожидается, что в 2023-2026 годах повышенный спрос на труд и меры Правительства Российской Федерации по развитию рынка труда (стимулирование участия населения в рабочей силе, повышение гибкости рынка труда, развитие системы профессиональной переориентации кадров, прочее) приведут к сохранению уровня
безработицы до конца рассматриваемого периода вблизи исторически минимальных отметок (3,1 процента).
Достигшая максимума за последние 5 лет конкуренция работодателя за работника (рассчитываемая как соотношение вакансий к резюме) вынуждает компании не только снижать критерии отбора и требования к сотрудникам (привлекая специалистов без опыта работы, увеличивая возрастные границы соискателей), но и повышать размер оплаты труда (реальная заработная плата по итогам I полугодия 2023 года выросла на 6,8%). На этом фоне, согласно прогнозам, по итогам 2023 года ожидается существенный рост реальных заработных плат (+6,2% в 2023 году после +0,3% годом ранее), который окажет основную поддержку динамике реальных располагаемых доходов населения (+4,3% после -1,0% годом ранее). В 2024-2026 годах сохраняющийся высокий спрос на трудбудет способствовать выходу показателей уровня жизни населения на траекторию устойчивого роста (2,5%, 2,6% и 2,3% соответственно – реальные заработные платы; 2,7%, 2,6% и 2,6% соответственно – реальные располагаемые доходы населения).
Повышение занятости и улучшение состояния доходов населения отражается в поступательном восстановлении потребительского спроса (2,4% г/г и 4,0% по итогам 7 месяцев 2023 года — оборот розничной торговли и платные услуги населения соответственно). Ожидается, что по итогам 2023 года динамика потребления домохозяйств сложится на повышенном уровне (5,8% г/г и 4,1% — оборот розничной торговли и платные услуги населения соответственно). В 2024 – 2026 годах спрос домохозяйств начнет замедляться на фоне ослабления импульса восстановления, а также вследствие более жесткой денежно-кредитной политики, требуемой для возвращения инфляции к цели(3,4–3,6% — оборот розничной торговли и в среднем по 2,6% в год — платные услуги населения соответственно).
На фоне роста внутреннего спроса (более динамичными темпами, чем возможности предложения), нарастания давления со стороны рынка труда (рост издержек от повышения отплаты) и начавшегося ослабления рубля ожидается, что темп роста потребительских цен в 2023 году будет находиться на повышенном уровне – около +7,5% г/г по итогам года. В дальнейшем проведение ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики приведет к возвращению инфляции к целевому ориентиру в 4 процента.
В 2024 – 2026 годах реализация бюджетной политики продолжит осуществляться в логике «бюджетных правил», что позволит снизить влияние внешних шоков на российскую экономику и обеспечить макроэкономическую стабильность.
Принятые в 2022-2023 годах меры по диверсификации поставок нефти обеспечили устойчивость добычи и экспорта, что создает условия для возврата к традиционному определению базовых нефтегазовых доходов через базовую цену на нефть 60 долларов США за баррель (использовалась для определения фиксированного размера базовых нефтегазовых доходов 8,0 трлн рублей в 2023 году) с последующей индексацией на 2% ежегодно с 2027 года.
Основные характеристики федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Основные характеристики федерального бюджета на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов
млрд рублей
Наименование |
2022 год (отчет) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||||
Закон № 466-ФЗ |
Законо- проект |
Δ к закону, % |
Закон № 466-ФЗ |
Законо-проект |
Δ к закону, % |
Бюджетный прогноз |
Законо- проект |
Δ к Бюджетному прогнозу, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4*100 |
7 |
8 |
9=8/7*100 |
10 |
11 |
12=11/10*100 |
Доходы, всего |
27 824,4 |
28 674,1 |
27 239,8 |
35 065,3 |
128,7 |
27 979,4 |
33 552,4 |
119,9 |
28 947,0 |
34 051,0 |
117,6 |
%% к ВВП |
18,1 |
17,3 |
17,1 |
19,5 |
|
16,4 |
17,6 |
|
15,9 |
16,8 |
|
Расходы, всего |
31 118,9 (28 850,5)* |
31 674,8 |
29 432,5 |
36 660,7 |
124,6 |
29 243,7 |
34 382,8 |
117,6 |
31 841,4 |
35 587,4 |
111,8 |
%% к ВВП |
20,3 (18,8)* |
19,1 |
18,4 |
20,4 |
|
17,1 |
18,0 |
|
17,5 |
17,6 |
|
в том числе условно утвержденные |
|
|
735,8 |
|
|
1 462,2 |
859,6 |
|
1 592,1 |
1 779,4 |
|
%% к общему объему расходов |
|
|
2,5 |
|
|
5,0 |
2,5 |
|
5,0 |
5,0 |
|
Дефицит (–) / Профицит (+) |
-3 294,5 (-1 026,1)* |
-3 000,7 |
-2 192,6 |
-1 595,4 |
72,8 |
-1 264,3 |
-830,5 |
65,7 |
-2 894,4 |
-1 536,4 |
53,1 |
%% к ВВП |
2,1 (0,7)* |
1,8 |
1,4 |
0,9 |
|
0,7 |
0,4 |
|
-1,6 |
0,8 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-14 880,7 (-12 612,3)* |
-11 864,3 |
-10 849,0 |
-13 099,7 |
120,7 |
-9 752,8 |
-12 590,2 |
129,1 |
-11 146,9 |
-12 951,1 |
116,2 |
%% к ВВП |
9,7 (8,2)* |
7,1 |
6,8 |
7,3 |
|
5,7 |
6,6 |
|
-6,1 |
6,4 |
|
* — с корректировкой на «перенос» расходов с 2022 на 2023 год в размере ~1,5 трлн рублей (через трансферт/профицит ПФР) и без учета предоставления отсрочки по уплате страховых взносов в 2022 году и ее возврата в 2023/2024 гг. в размере 772,2 млрд рублей (за счет средств ФНБ);
** — с учетом изменений сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2023 г. без учета перенесенных остатков 2022 г.
В 2024 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 28 674,1 млрд рублей в 2023 году до 35 026,3 млрд рублей в 2024 году (+ 22,3% к 2023 году). После снижения доходов федерального бюджета до 33 552,4 млрд рублей в 2025 году (- 4,3% к 2024 году) в 2026 году прогнозируется увеличение доходов до 34 051,0 млрд рублей (+ 1,5% к 2025 году). По отношению к ВВП доходы увеличатся с 17,3% ВВП в 2023 году до 19,5% в 2024 году, а затем снизятся до 17,6% ВВП в 2025 году и 16,8% ВВП в 2026 году.
Структура доходов федерального бюджета на период 2023-2026 годов представлена в таблице 2.3.
Особенности расчетов поступлений доходов в федеральный бюджет по основным доходным источникам на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов
Нефтегазовые доходы
Поступление нефтегазовых доходов на 2024 - 2026 годы прогнозируется в следующих объемах.
Таблица 3.3
млн рублей
Показатель |
2023 год оценка |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расчетная цена на нефть, долл./барр. |
60,9 |
70,0 |
70,2 |
70,2 |
Курс рубля к доллару США, руб./долл. США |
85,2 |
90,1 |
91,1 |
92,3 |
Нефтегазовые доходы, всего |
8 863 538,5 |
11 504 288,4 |
11 759 755,8 |
11 414 650,1 |
Нефть, всего: |
6 662 207,1 |
8 802 791,7 |
8 821 643,8 |
8 929 797,1 |
НДПИ на нефть |
7 714 997,4 |
9 732 737,9 |
9 814 009,0 |
9 886 373,5 |
НДД |
1 236 171,2 |
2 193 362,7 |
2 094 891,2 |
2 032 714,9 |
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку |
-2 697 183,1 |
-3 123 308,9 |
-3 087 256,4 |
-2 989 291,3 |
Вывозная таможенная пошлина на нефть |
288 293,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти |
119 928,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Газ и газовый конденсат, всего: |
2 201 331,4 |
2 701 496,7 |
2 938 112,0 |
2 484 853,1 |
НДПИ на газ |
1 230 717,4 |
1 612 801,2 |
1 759 579,3 |
1 288 166,6 |
Вывозная таможенная пошлина на газ |
554 109,0 |
566 924,4 |
619 892,7 |
645 158,3 |
НДПИ на газовый конденсат |
416 505,0 |
521 771,2 |
558 639,9 |
551 528,2 |
Базовые нефтегазовые доходы |
8 000 000,0 |
9 683 217,5 |
9 924 080,0 |
9 569 839,9 |
Дополнительные нефтегазовые доходы |
863 538,5 |
1 821 071,0 |
1 835 675,9 |
1 844 810,2 |
ии
Наиболее существенное влияние на динамику прогнозируемых поступлений нефтегазовых доходов в 2024 - 2026 годах оказывает изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития, а также корректировка налогового законодательства.
На динамику поступлений нефтегазовых доходов, связанных с добычей и переработкой нефти, в 2024 - 2026 годах оказывает влияние изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития, в том числе динамика цен на энергоресурсы и структура добычи и производства. Кроме того, на поступления 2024 - 2026 годов оказывает влияние изменение законодательства в части нефтегазового сектора – изменение установленного предельного дисконта по отношению к цене нефти сорта Brent, влияющего на поступления нефтегазовых доходов, завершение «налогового маневра»
(в рамках которого ставки НДПИ поэтапно увеличивались до 2024 года, а ставки вывозной таможенной пошлины на нефть снижались до нуля к 2024 году), переход с 1 января 2024 года на режим НДД недропользователей, добывающих нефть на участках недр, содержащих запасы высоковязкой и сверхвязкой нефти, а также корректировка действующего порядка расчета демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, оказывающая также косвенное влияние на ставку НДПИ (через коэффициент Нбуг) и на поступления НДД (за счет учета в налоговой базе уплаченного НДПИ).
На динамику поступлений нефтегазовых доходов, связанных с добычей и экспортом газа и газового конденсата, в 2024 - 2026 годах в первую очередь оказывает влияние изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития.
При этом на поступления НДПИ на газ также оказывает влияние изменение введенного в 2023 году коэффициента Ккг в ставке, который характеризует изъятие дополнительной выручки компаний от индексации тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок, в том числе с учетом дополнительной корректировки тарифов в 2024 - 2025 годах. Кроме того,
в 2026 году прекращается действие нормы, предусматривающей ежемесячное увеличение НДПИ на газ на 50 млрд рублей для организаций — собственников объектов Единой системы газоснабжения, что оказывает негативное влияние на поступления в конце планового периода. В то же время на поступления НДПИ на газовый конденсат в 2024 году оказывает положительное влияние завершение «налогового маневра» (за счет увеличения ставки налога).
Законопроектом об особенностях исполнения бюджета предусматривается изменение конструкции бюджетного правила с 2024 года (установление базовых цен на нефть (60 долларов США за баррель) и экспортируемый природный газ (250 долларов за 1000 кубических метров).
С учетом проектируемой нормы базовые нефтегазовые доходы могут составить в 2024 году – 9 683 217,5 млн рублей, в 2025 году – 9 924 080,0 млн рублей и в 2026 году – 9 569 839,9 млн рублей.
Таким образом, в прогнозируемом периоде могут быть сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 1 821 071,0 млн рублей – в 2024 году, в 2025 году – 1 835 675,9 млн рублей и 1 844 810,2 млн рублей
в 2026 году.