Рынок автолизинга в России продолжает расти, увеличившись на 15–20% в натуральном выражении за первый квартал 2024 года, достигнув отметки 283–300 тыс. единиц техники. Этот рост, хотя и обнадеживающий, сопровождается высокой волатильностью, предостерегают эксперты. Структурный акцент на сегменте автомобилей делает рынок неустойчивым, особенно в условиях удлинения сроков лизинговых договоров.
Лизинговые компании ожидают снижения маржинальности в связи с увеличением цен на машины, сокращением господдержки и неопределенностью в параметрах старения китайской техники. Нулевые авансы и конкуренция также оказывают давление на рынок, увеличивая риски как для техники, так и для лизинговых компаний.
В условиях дефицита на авторынке и исключения легковых автомобилей из программы господдержки автолизинга, прогнозируется дальнейшее снижение маржинальности компаний на 3–5% по сравнению с 2023 годом. Это может привести к увеличению рисков для клиентов и негативно отразиться на кредитном качестве лизинговых портфелей.
Лизинг автотранспорта остается востребованным в сегменте малого и среднего бизнеса, но риски здесь выше, особенно в контексте стоимости и надежности китайской техники, которая составляет основу парка.