Во время Второй мировой войны многие европейские города были заброшены, но некоторые, несмотря на серьезные разрушения, все же сумели выстоять.
Швейцарский социолог Фред Икле заинтересовался этим вопросом, и после нескольких лет изучения сделал следующий вывод — жители пострадавших городов сплотились и помогали друг другу, однако это работало до определенного момента:
«Икле был впечатлен трудностями, с которыми столкнулись люди, и перенаселенностью, которую они готовы вынести. Но этому существовал предел — переломный момент наступал, когда 70% городских домов были разрушены. Именно тогда люди начинали уезжать и искали убежище в сельской местности».
Это исследование показало, что даже небольшие изменения могут в корне поменять всю систему — так когда 65% домов лежало в руинах, люди еще цеплялись за надежду и боролись, но когда разрушения достигали 70%, то они покидали свой город.
Ученые назвали это явление переломным моментом, и оно проявляется во многих сферах. Например, агрессивность некоторых видов пауков зависит от температуры окружающей среды. А для того, чтобы социальные изменения вступили в силу, новые нормы должны принять как минимум 25% людей.
В своей книге Малкольм Гладуэлл выделил главные признаки переломного момента: «Во-первых, контагиозность (заразность); во-вторых, незначительные события могут иметь серьезные последствия; в-третьих, изменения происходят не постепенно, а в один драматический момент».
То же самое характерно и для фондового рынка. Так 19 октября 1987 года индекс Dow Jones за один день рухнул на 22,6% — при этом никто так и не понял, что же на самом деле произошло. Просто этот момент стал для инвесторов переломным, и они в панике начали распродавать свои активы.
Такие ситуации предсказать практически невозможно, но один переломный момент вы обязаны знать наверняка — речь идет о вашей личной точке продажи. Для этого нужно ответить на вопрос: «До каких размеров должен снизиться мой портфель, чтобы я оставил надежды и продал свои активы?»
Раньше мне казалось, что ни при каких падениях я не отказался бы от надежды и не продал бы свои акции. Ведь рынки всегда восстанавливаются, ну или почти всегда...
Но потом я начал прокручивать все это в своей голове и понял, что при падении портфеля на 70% мне стало бы очень и очень страшно. Думаю, у всех нас есть такой переломный момент, только не каждый о нем задумывается.
Для кого-то это может быть падение капитала ниже определенной отметки, а для кого-то он наступает при каком-то другом психологическом рубеже. И этого может быть достаточно, чтобы вы запаниковали и избавились от своих активов — вот почему это нужно учитывать при составлении своего финансового плана.
Не менее важно подумать и о том, при каком размере портфеля вы могли бы снизить его риск, чтобы меньше переживать за свои сбережения. Важно записать это число, потому что нам свойственно пересматривать свои цели — кроме того, увидев людей с еще большим капиталом, вы можете захотеть сравняться с ними.
Вот как описывал это чувство американский писатель Джозеф Хеллер:
«На вечеринке, устроенной одним миллиардером на Шелтер-Айленде, мой приятель Курт Воннегут рассказал мне о хозяине дома. Оказывается, тот был владельцем хедж-фонда и сумел за один день заработать больше, чем я на своем популярном романе за все годы его продаж.
Это не произвело на меня впечатления, потому что у меня было то, чего у этого миллиардера не будет никогда — мне было достаточно. И действительно, через несколько лет я узнал, что он разорился — ему было мало его миллиардов и он хотел еще и еще».
*****
Еще больше историй вы найдете на канале Финансовый Механизм
Но когда не неожиданно получаешь -10%, многие не способны закрыть такого лося. Наступает безразличие. Между -20% и -40% уже нет разницы. И да, думаю где то на -50% -70% многие фиксируют убыток.
Граница терпимости между «вот-вот щас отскочит», «должен быть отскок» и «ну нафик», «это конец» где то на -50% -70%.
Надо наверное еще как-то зависимость от суммы осветить. Потому как для 100$ можно терпеть кого угодно лося, а вот для 10 000 или 100 000$ будет по другому.