Когда Франклин Делано Рузвельт в 1941 году открывал президентскую библиотеку, он вдруг неожиданно усмехнулся, что и заметили окружавшие его репортеры. Разумеется, они спросили его об этой усмешке, на что тот ответил:
«Я думаю обо всех историках, которые придут сюда, думая, что найдут ответы на все свои вопросы».
Мы очень многого не знаем, причем не только о будущем, но и о прошлом. История базируется на материальных источниках, но они охватывают лишь малую часть того, что когда-то произошло с человечеством.
Поэтому историкам приходится опираться на собственные теории и что-то додумывать самим. Вот что писал об этом Бэзил Харт: «Историю нельзя интерпретировать без помощи воображения и интуиции. Нам приходится выбирать среди противоречивых данных — там, где есть отбор, есть и творчество».
Какая часть «истории» инвестирования является выдуманной? Сколько исследований бизнеса успешных компаний замалчивает о рисках, которые могли бы реализоваться и погубить эти самые компании?
Это не значит, что нам нужно игнорировать историю или относиться к ней скептически. Следует понимать, что мы можем не знать многих ее деталей, поэтому наши выводы должны быть максимально широкими.
Но есть некоторые «широкие» вещи, которые всегда повторяются:
Ничто слишком хорошее или слишком плохое не длится бесконечно. Компании, которые долгое время выигрывают, не особо задумываются о смене своих стратегий — и когда ситуация на рынке меняется, они просто не могут к ней приспособиться.
Так же и рынки, которые привыкают к плохим новостям, резко растут из-за получения хотя бы одной хорошей новости. Экстремальные результаты имеют тенденцию нарастать как снежный ком, но всему есть предел — и однажды все возвращается к среднему.
Неустойчивые вещи сохраняются дольше, чем люди могут себе представить. Мы часто стараемся найти какой-то недостаток рынка и получить из этого прибыль: «Мультипликаторы слишком высокие, они должны снизиться и рынок рухнет!» или «Люди не будут продолжать инвестировать в убыточные компании!»
Но такие логические выводы не подчиняются календарям и временным рамкам — например, Алан Гринспен еще в 1996 году назвал рынок «иррациональным и буйным», но пузырь продолжил надуваться еще четыре года.
Рынок — это постоянное соревнование. Компании борются за клиентов, а их сотрудники — друг с другом за продвижение по карьерной лестнице. Идеи конкурируют за внимание, а бренды — за доверие к ним. Инвесторы соревнуются в доходности, а сегодняшний день пытается обойти вчерашний.
Таков реальным мир — в нем не нужно быть лучшим, достаточно лишь опередить своего ближайшего конкурента. На рынке, где все является соревнованием, даже несвязанные на первый взгляд вещи могут конкурировать друг с другом.
Все занимаются продажами. История показывает, что хорошие рассказчики с хорошими идеями пользуются большей популярностью, чем обыкновенные рассказчики с правильными идеями.
Это стало особенно актуальным в последние 50 лет, когда ведущую роль в экономике заняла сфера услуг. И на рынке побеждают те идеи и услуги, которые сумели хорошо подать. Не стоит недооценивать маркетинг — в современном мире он имеет огромное, а порой даже решающее значение.
Небольшие риски преувеличены, а большие риски не учитываются. Так происходит по двум причинам: во-первых, к быстрому риску мы относимся серьезнее, чем к тому, который накапливается годами; во-вторых, большие риски обычно невозможно предугадать, поэтому мы и не можем думать об их последствиях.
Одни и те же вещи, снова и снова...
*****
© авторский перевод статьи Моргана Хаузела.
Еще больше историй вы найдете на канале Финансовый Механизм