Да, речь пойдет о крупнейшем российском банке с иностранным капиталом — Райфайзенбанке.
С началом СВО множество банков, принадлежавшие иностранцам, были закрыты или проданы. Далеко за примерами ходить не стоит — Societe Generale SA продали Росбанк в кратчайшие сроки, понеся убытки, но смогли уберечь себя от санкционных рисков. У многих других иностранных банков, чей бизнес в России был не так масштабен, также ушли из страны после начала конфликта. Есть еще итальянский Юникредитбанк и венгерский OTP, но о них как-нибудь в другой раз.
Для австрийского Raiffeisen Bank International (RBI) их российский актив приносит существенную прибыль, если быть точнее, то около 56%. ЕЦБ оказывает значительное давление на материнскую компанию и требует ускорить процесс выхода из российского бизнеса.
На РБК публикуются следующие сведения:
ЕЦБ обозначил параметры сокращения бизнеса российского Райффайзенбанка: так, кредиты клиентам должны снизиться к 2026 году на 65% по сравнению с третьим кварталом 2023 года, такое же сокращение должно произойти и в части международных платежей. В сообщении австрийской группы уточняется, что «проект требований ЕЦБ выходит далеко за рамки собственных планов RBI по дальнейшему сокращению российского бизнеса и может отрицательно повлиять на планы по продаже Райффайзенбанка».
Все это говорит о том, что материнской группе сложно будет продать российский бизнес за адекватный прайс. Любые сокращения бизнеса к тому же приводят к значительному уменьшению вариантов для продажи. Австрийской материнской компании и сложно извлечь прибыль, которая есть у российской дочки все из-за тех же санкций. Уйти из России оказалось не так просто.
Схема по выкупу RBI доли акций Strabag у Олега Дерипаски (который находится под санкциями) через российский банк вряд ли будет завершена из-за вмешательства Вашингтона, который оказался крайне озабочен этой сделкой.
Получается, что RBI зажат со всех сторон. Так оно и есть. Акции компании являются аутсайдерами среди всех европейских банков.
Что же касается самого российского банка, то он так или иначе будет продан, либо же будет выделен в отдельный самостоятельно функционирующий бизнес. И очень бы не хотелось видеть Райфайзенбанк как часть ВТБ. Будем надеяться, что банк сохранит за собой менеджмент, воспитанный европейскими стандартами.