Марэк
Марэк личный блог
05 апреля 2024, 17:57

НОВАТЭК может сократить масштабы проекта Арктик-СПГ 2 из-за санкций

Сокращение проекта позволит компании решить проблему дефицита судов для транспортировки сжиженного газа.

Москва, 5 апреля.
 НОВАТЭК может сократить масштабы проекта Арктик-СПГ 2 из-за санкций. Об этом сообщил Reuters.

По информации издания, компания планирует запустить только 2 производственные линии, а 3ю перебросить на строительство нового СПГ-завода в г. Мурманске.Зачем это нужно?Сокращение проекта позволит компании решить проблему дефицита судов для транспортировки сжиженного газа, поскольку при строительстве завода в г. Мурманске могут использоваться обычные танкеры-газовозы.

В настоящее время даже обычные танкеры газовозы России непросто найти на открытом рынке (их не так много, как нефтеналивных танкеров и они более подвержены санкционным рискам), не говоря уже о танкерах-газовозах ледового класса.

С этой точки зрения г. Мурманск, где не требуются суда арктического класса, может быть более привлекательной точкой для строительства СПГ-завода.

В 2023 г. глава НОВАТЭКа Л. Михельсон заявлял, что завод в Мурманске будет состоять из 3х линий:
  • 2 из них запустят в 2027 и 2029 гг.;
  • сжиженный газ с предприятия будет использован в т.ч. для газификации Мурманской области и севера Карелии.
Арктик СПГ-2, газовозы и санкцииПланировалось, что Арктик СПГ-2 станет крупнейшим в России предприятием по производству сжиженного природного газа:
  • предполагает разработку Утреннего газоконденсатного месторождения (ГКМ) на п-ве Гыдан, производство и экспорт СПГ и газового конденсата;
  • будет включать в себя 3 технологические линии общей мощностью:
    • 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая),
    • 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата;
  • основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый;
 В ноябре 2023 г. проект попал под блокирующие санкции США.
Тем не менее, 1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г.

В феврале 2024 г. под ограничениями оказался и Совкомфлот, который занимался обслуживанием специальных газовозов для Арктик СПГ-2.
В итоге все акционеры Арктик СПГ-2, включая НОВАТЭК, объявили покупателям о форс-мажорных обстоятельствах с будущими поставками топлива.
Это означало отказ акционеров от обязанностей по его финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ.

В настоящее время вопрос с танкерами-газовозами для вывоза СПГ с проекта остается открытым.
При полном отсутствии готовых танкеров для проекта, формально, к этому процессу могли бы привлекаться танкеры-газовозы с проекта Ямал СПГ, но санкционные риски не позволят иностранным судовладельцам пойти на такую переброску своих судов.

СКФ владеет единственным танкером-газовозом Arc7 - Кристоф де Маржери, головное судно серии судов Yamalmax для проекта Ямал СПГ.
На возможность его использования в рамках проекта Арктик СПГ-2 ранее указывали СМИ, в т.ч. Reuters.

Статус танкеров-газовозов, строящихся на ССК Звезда, неясен;
  • в сентябре 2023 г. на верфи состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин;
  • тогда сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 — Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте;
  • однако степень их готовности пока неизвестна.
Кому нужен газ НОВАТЭКа?Ранее стало известно, что доля российского СПГ в общем европейском импорте выросла до 15% за последние месяцы.

При этом:
  • формально конечные потребители получают якобы европейский газ, поскольку при его поступлении в порты Испании, Франции, Нидерландов или Бельгии он теряет российскую маркировку;
  • рост может быть временным и основываться на скидках на российко-нероссийский сжиженный газ;
  • нужно понимать, что российский след теряется уже при погрузке СПГ в танкер, посокльку топливо сразу становится собственностью, как правило, международных трейдеров — как европейских, так китайских компаний, и все это может идти на рынок ЕС;
  • НОВАТЭКу очень важно как можно быстрее освободить танкеры арктического класса, вернуться за новой партией, поэтому даже те объемы, которые он направляет на азиатские рынки, идут с перевалкой в Европе и по статистике засчитываются как поставка в ЕС.
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн