В 1 кв. 2024 года витали страшилки, типа: из-за санкций США второй крупнейший покупатель российской нефти Индия может сократить закупки и прочие.
На самом деле все спокойно, цены на нефть устремились на север, российская нефть плывет на юг, дисконт сократился, тысячи слонов танцуют, Индия продолжает закупки.
Индия не является крупным нефтедобытчиком, занимая лишь 22 место с долей в 0,8%, но является крупным (3-м) ее потребителем в мире, причем с опцией увеличения потребления.
Мировая добыча нефти
Индия также занимает 4-е место в мире в нефтепереработке.
Импорт от общего потребления топлива составляет порядка 88%.
Индия извлекла для себя пользу из противостояния России с Европой, так ей удалось резко увеличить импорт нефти из России с 2022 года, несмотря на западные санкции, затем переработать сырую нефть и, обеспечив добавленную стоимость (переработав ее в дизельное и другие виды топлива), экспортировать нефтепродукты и нефть в Европу. Благодаря чему поддерживаются хорошие отношения как с Россией, так и со странами Запада.
И не смотря на все ужесточения санкций в отношении торговли Россией нефтью — это не оказало влияния на закупки российской нефти Индией. По предварительным данным аналит. комп. Kpler объемы поставок в марте выросли более чем на 6% по сравнению с февральскими уровнями и достигли четырехмесячного максимума — почти 1,7 млн баррелей в день (б\с).
Данные по морскому экспорту сырой нефти из России по конец 2023 года:
Почти половина поставок нефти из России морским транспортом на конец 2023 года приходилась на Индию, выросли поставки в Турцию. На эти 2 страны и Китай приходится около 90% экспорта.
Последние атаки дронов на российские НПЗ могут привести к еще большему объему экспорта сырой нефти из России на международный рынок.
23 февраля 2024 г. США ввел блокирующие санкции против Совкомфлота (компания попала в список SDN) и 14 танкеров, перевозящих сырую нефть.
Это привело к многочисленным предположениям о том, что импорт российской нефти индийскими нефтеперерабатывающими заводами может сократиться. Однако, данные за март говорят об обратном.
Правительство Индии больше трясется из-за рисков, связанных с санкциями и нарушением ценового потолка G7, поэтому есть у меня предположение, что большая часть поставок нефти на танкерах Совкомфлота переместилась в Китай — второго по объему покупателя. Китай не так трепетно относится к санкциям на танкеры, ценовому потолку и другим ограничениям, что подтверждает импорт нефти КНР из Ирана и Венесуэлы. А теневой флот и малоизвестные операторы продолжают поддерживать поставки в Индию, кроме того это увеличивает объем перевалки российской нефти «судно-судно» (STS, передача груза между судами, расположенными рядом друг с другом), особенно в водах у побережья Омана (недалеко от Индии — их разделяет только Аравийское море). В результате чего в индийский порт груз доставляет судно, не попадающее под санкции.
А ставки фрахта выросли для всех поставщиков нефти, поскольку необходимость использовать маршрут в обход Суэцкого канала сократила количество доступных танкеров.
Ставки на нефтяные танкеры:
Тут напрашивается еще один вывод — Совкофлот остается интересным, тем более оценен не дорого на данный момент, а за счет благоприятной конъюнктуры компании удалось серьезно снизить чистый долг. Санкции серьезно не ударили (да и не все танкеры под них попали). Нужно последить..
До 2022 года Россия была второстепенным игроком в импорте нефти в Индию, сейчас - крупнейший, опередив традиционных лидеров — Саудовскую Аравию и Ирак. Так с 2015 по 2021 год на долю российской нефти приходилось порядка всего 1% поставок.
Поставки российской нефти в Индию в 2023 году составили порядка 92 млн т и фактически компенсировали 80% объемов потерянного экспорта в Европу. Сейчас доля российской нефти на индийском рынке около 40%. В это время в Китай же ушло 107 млн т нефти. Большая часть пришлась на сорт ВСТО (более дорогой, чем Urals), поставляемый из портов Дальнего Востока и по нефтепроводу.
Так, в 2023 году, Россия вышла на первое место среди экспортеров нефти в КНР, нарастив поставки в страну на 24,1%, до 107 млн т. Это на 24,4% выше, чем объемы импорта занимающей второе место Саудовской Аравии и более чем на 80% больше, чем у занимающего третью строчку Ирака.
Также, н-р, Саудовская Аравия покупает российскую нефть для внутреннего потребления, а свою продает на экспорт.
Тем временем нефть, марки Brent шьет 91 бакс за баррель:
Ну в рублях это вообще пушка-бомба и еще сексуальней.
В связи с чем на вечерке подобрал в портфель Роснефть (цифры в телеге). Имеется в портфеле еще из нефтянки СНГ, на рекомендации дивов сдал Лукойл, зафиксировал по нему хорошую прибыль и высвободил кэш для новых идей, так, например, покупал золотодобытчиков на росте цен на золото — Полюс и Селигдар, позиции разгрузил, сейчас их в портфеле нет, взял, как упоминал, Роснефть и на копейку подобрал Совкомфлот. Можно сказать вернул эти 2 позиции в портфель, после их продажи в начале года.
Не ИИР
Мой телеграм канал: https://t.me/ipeinvest
Канал на дзене (больше статей): dzen.ru/enotcapital
Хорошего настроения и зеленых портфелей, и да прибудет с Вами сила сложного процента.
Как бы не пришлось в Индии покупать бензин и солярку для войны на Украине.
Интересно, долетят украинские дроны до Индии?
Спасибо за статью
sql92, Ну Urals из Приморска, как пример:
Тип есть цена в российских портах отгрузки, есть цена в порту назначения. Разница между ними — расходы на транспортировку, которые включают разные компоненты — аренда судна (фрахт), страховка, маржа нефтетрейдеров, расходы на обход ограничений и пр.
sql92, а по оплате последняя инфа вроде была такая:
Индийские нефтепереработчики в основном платят за импорт российской нефти в дирхамах (ОАЭ), доплачивая рупиями, если цены на нефть превышают лимит в 60 долларов за баррель, установленный США и их союзниками на российскую нефть.
Россия в юанях конечно хотела, Индия против