Енот с Мосбиржи!
Енот с Мосбиржи! личный блог
04 апреля 2024, 15:52

Новатэк - что с СПГ-проектами в Арктике? Освоение продолжается, но поможет только лето... Дефицит судов.

Новатэк - что с СПГ-проектами в Арктике? Освоение продолжается, но поможет только лето... Дефицит судов.

Из-за санкций Новатэку придется пересмотреть сроки реализации СПГ-проектов, а целевые планы правительства и Росатома перевозки по СМП (Северному морскому пути) с огромной вероятностью серьезно скорректируются. Уже в 2024 году, согласно этим планам по СМП должно быть перевезено 80 млн т груза, а, к примеру, в 2023 г. грузопоток по СМП в 2023 вырос только до 36,25 млн т с 34,12 млн т в 2022 г.

Сегодня стало известно, что на создание отечественного оборудования для СПГ-проектов (перечень из 22 видов критически важного СПГ-оборудования для повышения уровня импортозамещения) правительством и Новатэком будет направлено 24,3 млрд руб. Соответствующие договоренности должны подписать уже завтра. Данное соглашение предполагает паритетное участие сторон, как сообщалось, Леонид Михельсон говорил о необходимости господдержки в таком объеме еще 2 года назад. 

Также, как известно, Новатэк столкнувшись с дефицитом танкеров ледового класса для Арктик СПГ-2, а источникам Рейтер стало известно, что теперь компания сосредоточила свои усилия на проекте Мурманский СПГ, и может сократить мощность своего гыданского проекта, использовав одну из его линий сжижения на новом заводе с выходом в незамерзающее Баренцево море.

Одна из трех платформ (с линией сжижения) то есть будет использоваться в Мурманске. Танкеры ледового класса для вывоза СПГ там не нужны, СМП не будет использоваться — соответственно и планы по грузопотоку по нему тоже не будут соблюдены!
Арктик СПГ-2 предполагал 3 линии сжижения, каждая мощностью 6,6 млн тонн СПГ в год, первая запущена в конце 2023 года, но отгрузки с нее так и не начались — отсутствуют танкеры. Запуск второй и третьей очереди Арктик СПГ-2 планировался в 2024 и 2026 годах.


Ранее:

Новатэк не может получить в этом году шесть СПГ-танкеров с корейской верфи Hanwha Ocean, которые были предназначены для вывоза газа с проекта «Арктик СПГ-2». По 3м задерживалась сдача, 3 недоступны из-за санкций на СКФ.

Про газовозы и Звезду писал еще тут: smart-lab.ru/blog/1001539.php

Возможность заказа строительства танкеров на зарубежных верфях теперь ограничена из-за санкций, также корейские и китайские верфи загружены заказами вплоть до 2028–2029 годов!

Как сообщается в исследовании «Яков и партнеры» — из 748 танкеров-газовозов, которые находятся в эксплуатации по всему миру, лишь 24 соответствуют необходимым критериям для перевозок по СМП.

Ну есть инфа, что все-таки 25!)))

Новатэк - что с СПГ-проектами в Арктике? Освоение продолжается, но поможет только лето... Дефицит судов.

То есть даже для перевалки СПГ с газовозов ледового класса на обычные танкеры — газовозы ледового класса все равно необходимы..

В итоге разместить заказы в других странах не получается, а на рынке предложение отсутствует. Выход остается только строить своими силами, которые тоже пока практически отсутствуют - из существующих в России верфей производством необходимых судов может заниматься только ССК «Звезда» на Дальнем Востоке. Однако, уже обсуждали, что планировалось, что ССК Звезда 1-й танкер-газовоз ледового класса Arc7 для Арктик СПГ-2 сдаст в марте 2023 г., сроки сдвинулись в итоге минимум на год, соответственно по остальным танкера аналогично (из-за санкций осложнена закупка оборудования и сотрудничество).

Даже при целевом финансировании государством развитие судостроительной отрасли и НИОКР может занять более десятка лет...

Для реализации проектов в Арктике требуется флот с десятками, а то и сотнями крупнотоннажных судов усиленного ледового класса.

А цифры там просто фантастические — согласно утвержденному правительством РФ плану развития СМП до 2035 года, к 2024 году грузопоток по Севморпути должен увеличиться до 80 миллионов тонн, к 2030 году — до 150, а к 2035 году — до 220 млн т!!

А ведь Звезда еще должна строить ледоколы для реализации столь амбициозных планов и бесперебойной работы СМП...

В Росатоме сообщают что к 2030 г. нужно 14. И думаю это минимум.

Сегодня на трассах СМП работают всего 7 атомных ледоколов и 3 неатомных, 2 из которых будут списаны в 2026 году..

 

Еще касательно Мурманского СПГ-завода 

Почему Новатэку можно использовать гравитационные платформы (с линией сжижения) с Арктик СПГ-2. Предполагается, что Мурманский СПГ-завод будет иметь 3 линии сжижения, способных производить по 6,8 млн т топлива в год. Первую линию планируется начать строить в августе 2024 года, а запустить в работу (одновременно со второй) — к концу 2027 года, а третью — к концу 2029 года. Размещаться линии будут в море на основаниях гравитационного типа, то есть аналогично как на Арктик СПГ-2. На заводе будет использоваться эксклюзивная технология сжижения «Арктический микс», запатентованная Новатэком.

Но Мурманский СПГ гораздо дальний по срокам проект, для него еще нужно подвести газ с газопроводом, как ранее сообщалось — протяженностью 1,4 тыс. км и емкостью 40 млрд кубометров в год, который еще не построен..

С лонгами по Новатэку не спешу. Новость и подписание соглашения с правительством по импортозамещению оборудования СПГ считаю способна лишь поддержать котировки, чтобы подумать над лонгами нужна помощь в решении проблемы с Южной Кореей с газовозами...

Хранилища Арктик СПГ-2 заполнены, добыча сокращается — ждем лето..

 

Мой телеграм канал: https://t.me/ipeinvest

Канал на дзене (больше статей): dzen.ru/enotcapital

Хорошего настроения и зеленых портфелей, и да прибудет с Вами сила сложного процента.

 

17 Комментариев
  • Григорий
    04 апреля 2024, 15:59
    Они не Новатэку санкции объявили, а корейцам. 
      • Григорий
        04 апреля 2024, 16:29
        Енот с Мосбиржи!, т.е. заведомо невиновных лиц.
  • sergik99
    04 апреля 2024, 16:52
    Заметные транспортные трубопроводные мощности на Балтику не загружены. Было принято крайне разумное решение перекинцуть этот газ в Мурманск.
    И там уже запустить Арктик СПГ-3
    Мурманск незамерзающий порт. Регион крайне богат редкими и ценными ископаемыми минералами. Да и Северному флоту, усновной ударной силе Росси в Атлантике энергетика основанная на газе совсем не помешает.

    Вместо развития Германии будет ускоренно развиваться Мурманская область. Таки санкции обоюдоострое оружие.
    • Андрей
      04 апреля 2024, 17:58
      sergik99, а в чём такая уж необходимость у СФ в газовой энергетике? Вроде не было там проблем ни с чем. Да и АЭС там есть. А минералы и так добываются, если какие нужны. Не пойму, причём тут газ. Частного домостроения там нет, не тот климат. 
      • sergik99
        04 апреля 2024, 20:34
        Андрей, От моих знакомых там работавших, есть проблема с энергетикой. Практически северный завоз.
        Именно для решения этой темы и была там построена  АЭС. Не самая мощная.
        Но Северный флот, базы ядерных подводных крейсеров, требуют гораздо большего. Нормально должны жить там моряки. Север.

        Газ это энергия. Это тепло, это электроэнергия, причем компактная, там где надо. НО это попутная задача.
        Решено, газ, который должен  был идти в Европу по трубам, в Германию, теперь перенаправится в незамерзапющий порт. Там в Мурманске строится завод заводов СПГ. Там же можно  и сами СПГ заводы смонтировать и отправлять уже теплыми танкерами СПГ, не ледокольного класса, без дополнительной перегрузки по всему миру. Это вам не Балтика или Черное море закрытые проливами, там прямой выход в океан.
        • Андрей
          04 апреля 2024, 20:10
          sergik99, ну какой северный завоз? Туда идёт ж/д и порт незамерзающий
          • sergik99
            04 апреля 2024, 20:33
            Андрей, Все равно в многих мурманских поселках солярка и дизеля основной источник энергии.
            Одно дело солярка, другое магистральный газ.
    • BobbyKotick
      04 апреля 2024, 18:11
      sergik99, из Мурманска (как и из Архангельска) уехал каждый второй за 30 лет. О каком развитии ты вещаешь? Про большеземельскую тундру я даже не заикаюсь. По твоим кулстори видно, что ты на Северах не бывал.
      • sergik99
        04 апреля 2024, 19:19
        BobbyKotick, Знаю о чем вы говорите. Платить людям надо так, чтобы у них был интерес работать там в заполярье.
        Работают же люди на Ямале. В Мурманске климатические условия полегче. Все таки незамерзающий порт.
        Ну конечно не Сочи.
        Ну а заработав там денег, можно и к теплым морям подаваться, конкурируя с местными по ценам на недвижимость.
    • кьюберт карлович
      05 апреля 2024, 09:33
      sergik99, область развивается: выросла цена на жилье (при убывающем населении) аренда жилья (многие переключились на сдачу жилья, доходность в 2-3 раза поболее чем в Москве), появилось много импортных чурок (и не импортных) и очень много проституток (маркер наличия денег в регионе)
  • vadim80
    04 апреля 2024, 17:26
    Вопросы нужно геостратегу задавать. Неужели он не знал, что в случае агрессии, РФ остается без арктических газовозов?
    • Andrew1979
      04 апреля 2024, 17:50
      vadim80, россия осталась без всего вообще, что технологичнее лаптей. А то немногое, что пока не перекрыли- удвоилось- учетверилось в цене.
      Спасибо, вова…
  • Олег  Ков
    05 апреля 2024, 11:40
    Вообще, я считаю, что круглогодичную навигацию по СМП от Енисея на восток в сторону Китая сделать невозможно, в ближайшие 10 лет так точно, да и вообще никогда этого не будет достигнуто, даю 1 шанс из 100 разве что. Я сам там ходил во льдах много раз и прекрасно знаю, что это такое. Также для всех, надо иметь ввиду, что когда говорят что СМП используется и по нему провозят грузы, то имейте ввиду речь всего об 1/4 части СМП на западе, где лёгкая ледовая обстановка и где ещё с 70-х годов была круглогодичная навигация. Т.е. по сути сегодня используется, со льдами, только половина Карского моря, весь остальной участок 3/4 Севморпути никак не используется, исключительно в летнее время там проходит 1-2 судна, да и то не каждый год.
    • vadim80
      05 апреля 2024, 16:51
      Олег Ков, СМП давно превратился в навязчивую идею геостратега, как кукуруза у Хрущева и как БАМ у Брежнева. Впуливают огромные деньги, а на выходе пшик.
      • Олег  Ков
        05 апреля 2024, 18:13
        vadim80, К сожаленью это так, да.
  • Олег  Ков
    05 апреля 2024, 11:52
    Ещё хочу добавить для обывателя, что не думайте, что самый мощный ледокол идёт по прямой во льдах, даже они застревают и выбирают дорогу обходя поля с толстым льдом, поэтому путь получается в 1.5- 2 раза длиннее во льдах, чем по чистой воде и при этом у вас двигатель работает на полный вперёд, а движетесь вы 3-5 узлов скоростью, т.е экономии топлива не происходит, а вероятность обломать винты или получить другие повреждения высокая(бедные страховщики). Страховщики добровольно не страхуют такие переходы или страховка очень высокая, или страхует государство, или аффилированные лица.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн