Из-за санкций Новатэку придется пересмотреть сроки реализации СПГ-проектов, а целевые планы правительства и Росатома перевозки по СМП (Северному морскому пути) с огромной вероятностью серьезно скорректируются. Уже в 2024 году, согласно этим планам по СМП должно быть перевезено 80 млн т груза, а, к примеру, в 2023 г. грузопоток по СМП в 2023 вырос только до 36,25 млн т с 34,12 млн т в 2022 г.
Сегодня стало известно, что на создание отечественного оборудования для СПГ-проектов (перечень из 22 видов критически важного СПГ-оборудования для повышения уровня импортозамещения) правительством и Новатэком будет направлено 24,3 млрд руб. Соответствующие договоренности должны подписать уже завтра. Данное соглашение предполагает паритетное участие сторон, как сообщалось, Леонид Михельсон говорил о необходимости господдержки в таком объеме еще 2 года назад.
Также, как известно, Новатэк столкнувшись с дефицитом танкеров ледового класса для Арктик СПГ-2, а источникам Рейтер стало известно, что теперь компания сосредоточила свои усилия на проекте Мурманский СПГ, и может сократить мощность своего гыданского проекта, использовав одну из его линий сжижения на новом заводе с выходом в незамерзающее Баренцево море.
Одна из трех платформ (с линией сжижения) то есть будет использоваться в Мурманске. Танкеры ледового класса для вывоза СПГ там не нужны, СМП не будет использоваться — соответственно и планы по грузопотоку по нему тоже не будут соблюдены!
Арктик СПГ-2 предполагал 3 линии сжижения, каждая мощностью 6,6 млн тонн СПГ в год, первая запущена в конце 2023 года, но отгрузки с нее так и не начались — отсутствуют танкеры. Запуск второй и третьей очереди Арктик СПГ-2 планировался в 2024 и 2026 годах.
Ранее:
Новатэк не может получить в этом году шесть СПГ-танкеров с корейской верфи Hanwha Ocean, которые были предназначены для вывоза газа с проекта «Арктик СПГ-2». По 3м задерживалась сдача, 3 недоступны из-за санкций на СКФ.
Про газовозы и Звезду писал еще тут: smart-lab.ru/blog/1001539.php
Возможность заказа строительства танкеров на зарубежных верфях теперь ограничена из-за санкций, также корейские и китайские верфи загружены заказами вплоть до 2028–2029 годов!
Как сообщается в исследовании «Яков и партнеры» — из 748 танкеров-газовозов, которые находятся в эксплуатации по всему миру, лишь 24 соответствуют необходимым критериям для перевозок по СМП.
Ну есть инфа, что все-таки 25!)))
То есть даже для перевалки СПГ с газовозов ледового класса на обычные танкеры — газовозы ледового класса все равно необходимы..
В итоге разместить заказы в других странах не получается, а на рынке предложение отсутствует. Выход остается только строить своими силами, которые тоже пока практически отсутствуют - из существующих в России верфей производством необходимых судов может заниматься только ССК «Звезда» на Дальнем Востоке. Однако, уже обсуждали, что планировалось, что ССК Звезда 1-й танкер-газовоз ледового класса Arc7 для Арктик СПГ-2 сдаст в марте 2023 г., сроки сдвинулись в итоге минимум на год, соответственно по остальным танкера аналогично (из-за санкций осложнена закупка оборудования и сотрудничество).
Даже при целевом финансировании государством развитие судостроительной отрасли и НИОКР может занять более десятка лет...
Для реализации проектов в Арктике требуется флот с десятками, а то и сотнями крупнотоннажных судов усиленного ледового класса.
А цифры там просто фантастические — согласно утвержденному правительством РФ плану развития СМП до 2035 года, к 2024 году грузопоток по Севморпути должен увеличиться до 80 миллионов тонн, к 2030 году — до 150, а к 2035 году — до 220 млн т!!
А ведь Звезда еще должна строить ледоколы для реализации столь амбициозных планов и бесперебойной работы СМП...
В Росатоме сообщают что к 2030 г. нужно 14. И думаю это минимум.
Сегодня на трассах СМП работают всего 7 атомных ледоколов и 3 неатомных, 2 из которых будут списаны в 2026 году..
Еще касательно Мурманского СПГ-завода
Почему Новатэку можно использовать гравитационные платформы (с линией сжижения) с Арктик СПГ-2. Предполагается, что Мурманский СПГ-завод будет иметь 3 линии сжижения, способных производить по 6,8 млн т топлива в год. Первую линию планируется начать строить в августе 2024 года, а запустить в работу (одновременно со второй) — к концу 2027 года, а третью — к концу 2029 года. Размещаться линии будут в море на основаниях гравитационного типа, то есть аналогично как на Арктик СПГ-2. На заводе будет использоваться эксклюзивная технология сжижения «Арктический микс», запатентованная Новатэком.
Но Мурманский СПГ гораздо дальний по срокам проект, для него еще нужно подвести газ с газопроводом, как ранее сообщалось — протяженностью 1,4 тыс. км и емкостью 40 млрд кубометров в год, который еще не построен..
С лонгами по Новатэку не спешу. Новость и подписание соглашения с правительством по импортозамещению оборудования СПГ считаю способна лишь поддержать котировки, чтобы подумать над лонгами нужна помощь в решении проблемы с Южной Кореей с газовозами...
Хранилища Арктик СПГ-2 заполнены, добыча сокращается — ждем лето..
Мой телеграм канал: https://t.me/ipeinvest
Канал на дзене (больше статей): dzen.ru/enotcapital
Хорошего настроения и зеленых портфелей, и да прибудет с Вами сила сложного процента.
И там уже запустить Арктик СПГ-3
Мурманск незамерзающий порт. Регион крайне богат редкими и ценными ископаемыми минералами. Да и Северному флоту, усновной ударной силе Росси в Атлантике энергетика основанная на газе совсем не помешает.
Вместо развития Германии будет ускоренно развиваться Мурманская область. Таки санкции обоюдоострое оружие.
Именно для решения этой темы и была там построена АЭС. Не самая мощная.
Но Северный флот, базы ядерных подводных крейсеров, требуют гораздо большего. Нормально должны жить там моряки. Север.
Газ это энергия. Это тепло, это электроэнергия, причем компактная, там где надо. НО это попутная задача.
Решено, газ, который должен был идти в Европу по трубам, в Германию, теперь перенаправится в незамерзапющий порт. Там в Мурманске строится завод заводов СПГ. Там же можно и сами СПГ заводы смонтировать и отправлять уже теплыми танкерами СПГ, не ледокольного класса, без дополнительной перегрузки по всему миру. Это вам не Балтика или Черное море закрытые проливами, там прямой выход в океан.
Одно дело солярка, другое магистральный газ.
Работают же люди на Ямале. В Мурманске климатические условия полегче. Все таки незамерзающий порт.
Ну конечно не Сочи.
Ну а заработав там денег, можно и к теплым морям подаваться, конкурируя с местными по ценам на недвижимость.
Спасибо, вова…