В 1744 году шотландские священники Александр Вебстер и Роберт Уоллес решили основать страховой фонд для обеспечения пенсией вдов и сирот священнослужителей.
Их идея была в следующем — все священники вносят небольшую часть своего дохода в этот фонд, затем деньги вкладываются в ценные бумаги, и если кто-то из вкладчиков умирает, то его вдова получает дивиденды, которых ей должно хватить на безбедную жизнь.
Однако Вебстер и Уоллес столкнулись с проблемой — чтобы определиться с точной суммой взносов, им нужно было предвидеть, сколько священников будет умирать ежегодно, а так же сколько будет оставаться вдов и сирот.
Для решения этой задачи предприимчивые священники обратились к профессору математики Колину Маклорину. Втроем они собрали данные обо всех умерших священнослужителях и их семьях, после чего составили сложные таблицы и провели расчеты.
Будущие страховщики выяснили, что из 930 шотландских священников в течение года умрет 27 человек, причем 18 из них оставят вдов, а у семи из них останутся малолетние дети. Это были средние значения — в какой-то год умирало 15 священников, а в какой-то и все 40, однако на длинной дистанции эти цифры оказались удивительно точными.
Опираясь на них, Вебстер и Уоллес сумели определить минимальную сумму взноса — платя 2 фунта 12 шиллингов, священник гарантировал своей вдове 10 фунтов дохода в год, что по тем временам было солидной суммой.
Сегодня этот пенсионный фонд носит название «Шотландские вдовы» и является одним из крупнейших в мире — такой успех стал возможен благодаря точным расчетам, которые опирались на статистические данные.
Я рассказал эту историю для того, чтобы показать, насколько эффективна бывает статистика на длительном горизонте. Но на коротких дистанциях она может очень сильно вас подвести, потому что разброс в результатах может быть просто огромным.
Это характерно не только для жизни и смерти шотландских священников, но и для фондового рынка. Когда мы слышим о средней рыночной доходности в размере 10%, то представляем себе, что рынок ежегодно будет расти примерно на 10%. К сожалению, в жизни происходит совсем не так — ваша доходность будет либо сильно лучше, либо сильно хуже средних значений.
Взять, к примеру, фондовый рынок США — с 1926 по 2022 год его средняя номинальная доходность составила около 10% годовых. Но как часто мы могли видеть годовой результат, близкий к этому значению?
За все это время среднюю доходность рынок продемонстрировал всего лишь 5 раз! Вот вам еще немного любопытной статистики:
в 71 из 97 лет доходность была положительной (74% времени);
в 26 из 97 лет доходность была отрицательной (26% времени);
69 из 97 лет дали двузначную прибыль или убыток (72% времени);
57 из 97 лет прибыль была двузначной (59% времени);
12 из 97 лет убыток был двузначным (13% времени);
41 из 97 лет дали прибыль или убыток более 20% (43% времени).
Акции в этот период не только росли в среднем три года из четырех, но и демонстрировали двузначные прибыли или убытки с такой же частотой. Вы с большей вероятностью испытаете двузначный убыток за год, чем получите доходность, близкую к среднему долгосрочному показателю.
Конечно, инвестировать и получать при этом среднюю доходность было бы намного проще, но так не бывает. Фондовый рынок — это не банковский вклад с его фиксированным доходом, и именно в непредсказуемой доходности акций и заключается их главный риск, обеспечивающий нам дополнительную прибыль.
В своих прогнозах нам приходится опираться на рыночную статистику, потому что ничего другого нам просто не остается. При этом ни в коем случае нельзя забывать, что хотя и на длительных дистанциях она чаще всего оказывается верной, в краткосрочной перспективе рассчитывать на средние результаты ни в коем случае нельзя.
*****
Еще больше интересных историй вы найдете на канале Финансовый Механизм