«Казаньоргсинтез»: Нет счастья от повышения цены на нефть
14.11.2017
Чистая прибыль предприятия за январь – сентябрь 2017 года упала на 33% до 11,8 млрд рублей.
Что происходит?
… Еще одна напасть — профилактические и капитальные ремонты. Но в полной мере этот фактор сыграет в четвертом квартале. КОС остановил производство полиэтилена низкого давления (ПЭНД) для проведения планового ремонта на срок с 28 сентября по 19 октября, а ведь доля выручки по ПЭНД от общего объема продаж — 48%. Также на короткий профилактический ремонт было остановлено производство полиэтилена высокого давления (ПЭВД). Доля выручки по ПЭВД от общего объема продаж — 22%. Работы завершили за пять дней.
Был также снижен выпуск поликарбоната (доля выручки от общего объема продаж — 14%) — из-за капремонта, который в прошлом году не проводился. По итогам 2017-го объем производства поликарбоната снизится на 3 тыс. т относительно прошлогоднего показателя и составит 68 тыс. тонн.
ВЫСОКАЯ НЕФТЬ — ТОЖЕ ПЛОХО
Снижение выручки на 7% было усугублено ростом себестоимости. Себестоимость продаж составила 34 млрд рублей, увеличившись на 6,6% относительно аналогичного периода прошлого года. Валовая прибыль при этом сократилась с 26,1 млрд до 19,9 млрд рублей (или снизилась на 23,6%).
Рост себестоимости объясним: исходное газообразное сырье (пропан, бутан и этан) выросло в цене. «Газпром» как основной поставщик наиболее выгодного сырья — этана (дефицит которого регулярно испытывает «Казаньоргсинтез»), как правило, привязывает свои ценники к нефтяным котировкам, которые, напомним, по отношению к началу 2016 года резко выросли. Средняя цена на нефть российской экспортной марки Urals за январь – сентябрь 2017-го достигла $50,55 за баррель. За аналогичный период прошлого года она составляла $39,92 за баррель. Таким образом, в годовом сопоставлении средняя цена Urals увеличилась в отчетном периоде на 26,6%.
Несмотря на снижение валовой прибыли, коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) увеличились на 441 млн рублей, или на 27%, до рекордных 2 млрд рублей, что вызвано новой сбытовой политикой, за которую, в свою очередь, также приходится платить. На заводе происходит трансформация в системе продаж с исключением из цепочки крупных дистрибьюторов и переходом на прямые продажи конечным потребителям, создаются отдел активных продаж, а также группы технической поддержки, в задачи которых будет входить работа непосредственно с переработчиками. Но реформы всегда затратны. Управленческие расходы предприятия также подросли — на 7,7% до 2,5 млрд. рублей.
Чудес не бывает: если выручка падает, а статьи расходов растут, то прибыль от продаж компании упадет — она составила 15,45 млрд рублей против 22,25 млрд годом ранее (снижение — 30,6%). В результате прибыль до налогообложения составила 14,9 млрд. рублей, а чистая прибыль — 11,7 млрд (снижение на 33%).
Примерно такая же безрадостная (безусловно, относительная) картина ожидается и в четвертом квартале 2017 года.