Может немного поздно, но все же сделал разбор отчетности компании.
Полный анализ разместил тут:
dzen.ru/media/id/62fc9551474d6645611f1686/631a51e62573692b432a465a
Здесь напишу краткие выводы:
— Компания занимает уверенное место среди прямых конкурентов, активно развивает цифровой сегмент услуг автомобильных грузоперевозок, для снижения издержек и увеличения КПД на перевозку;
— Компания продолжает демонстрировать рост выручки. Динамика за 1-е полугодие 2022г. к прошлогоднему периоду + 9,9%;
— Рост выручки обеспечен в большей степени ростом объемов экспедиции, который показал +34,9 % год к году, и вырос с 23,8% до 29,0% в общем объеме выручки компании;
— Целевое развитие обеспечивается увеличением доли экспедиции в бизнесе, что подтверждается ростом доли в выручке данного сегмента, а также дальнейшим сокращением автопарка;
— Объем автопарка снизился с 01.01.2020г. по 01.07.2022г на 5,4%. В планах компании на 2022г. избавится от 70-100 грузовиков;
— Стоимость автопарка, по оценкам компании, составляет около 6 млрд. руб. при капитализации на 01.07.2022г. в размере 1,3 млрд. руб.;
— Капитализация во многом поддерживается за счет обратного выкупа акций компании. В 2022г. Объем обратного выкупа был продлен до 31.12.2023 и увеличен с 5% до 7% от общего объема акций;
— Автопарк представлен исключительно импортной техникой (Тягачи Volvo, Scania, полуприцепы Schmitz), что в период разорванных экономических связей негативно сказывается на стоимости обслуживания и эффективности использования техники;
— Падение эффективности автомобильных перевозок обусловлено низким ростом тарифов (+ 3,7% г/г) и опережающим ростом расходов на выполнение перевозок (+ 23,9 % г/г), в т.ч. топливо, дорожные расходы, ремонт и обслуживание техники;
— Падение эффективности подтверждается снижением рентабельности по EBITDA с 7,4% в 1-ом пол. 2021г. до 5,5% в 1-ом пол. 2022г.;
— Снижение эффективности, в т.ч. за счет низкого роста тарифов на перевозки, обусловлено перенасыщенность рынка автомобильных грузовых перевозок, по экспертным оценкам в 1,5-2 раза;
— Стремление компании увеличить долю экспедиторских услуг частично компенсирует низкую эффективность в перевозках собственном транспортом. Маржинальность экспедиторских услуг выросла до 9,2% в 1.пол.2022г, с 6,3% в 1.пол.2021г.;
— Низкая эффективность деятельности отражается и на низком уровне денежного потока от операционной деятельности, который составил 13,6 млн. рублей при обороте 6,1 млрд. рублей;
— Компания в 2022 году пересмотрела подход к начислению амортизации на основные средства (автомобильная техника) – на 1 год увеличен срок полезного использования, что привело к улучшению финансово результата компании на 92,6 млн. руб. в 1-ом пол. 2022г.
— При этом компания имеет комфортный для отрасли показатель долг/EBITDA 3,5 на 01.07.2022г.
Резюме:
В целом компания является достаточно устойчивой в своей отрасли. Выбран верный курс на повышение эффективности за счет увеличения доли экспедиторских услуг. Кроме прочего, положительно влияют изменения в отрасли – масштабное обеление, уход «серого» сегмента, ожидаемый дефицит грузового парка. Но, продолжающееся снижение эффективности использования собственного парка, в т.ч. за счет роста стоимости обслуживания техники, не позволяет ожидать перелома нисходящего тренда в капитализации компании и не дает возможности надеяться на получение дивидендов акционерам, в ближайшей перспективе. И все же, перед менеджментом компании нужно снять шляпу. Ребята единственные в отрасли работают открыто, публикуя отчетность и комментарии. Именно такие компании являются драйверами роста рынка в целом. Посмотрим, что компания покажет по итогам года и сделаем разбор. Искренне желаем успехов всем причастным к этому бизнесу и возможно в будущем, буду рекомендовать инвестировать именно в ГТМ, но не сейчас.