бюджетная политика

Бюджетная (фискальная) политика — бюджетная политика государства.

С помощью бюджетной политики правительство влияет на экономику. Есть мнение [1], что используя фискальную политику прямо  воздействовать на спрос и ВВП можно только в краткосрочной перспективе. Чем дольше срок, тем успешное применение фискальной политики становится все сложнее.

Состояние экономики, исходя из формулы ВВП, в конечном счете зависит от:
  • доходов населения
  • налогов
  • инвестиций
  • государственных расходов
Государство с помощью бюджетной политики может влиять на эти непосредственные составляющие ВВП.

Для поддержания экономического роста правительство:
  • сокращает налоги
  • увеличивает госрасходы
  • стимулирует инвестиции
Такая бюджетная политика называется стимулирующей. Как госрасходы непосредственно влияют на экономику? Рост госзакупок ведет к росту производства и соответствующему росту доходов. Рост доходов ведет к дальнейшему росту спроса (потребления), который вызывает дальнейший рост производства и т.д. А конечный результат роста ВВП оказывается больше, чем первоначальный сдвиг, вызванный ростом горасходов. 

Отношение конечного эффекта на ВВП к первоначальному росту госрасходов называется мультипликатором ВВП или мультипликатором государственных расходов.


Негативные моменты стимулирующей бюджетной политики:
  • Увеличение госрасходов требует одобрения (конгресс США)
  • Рост потребления может увеличить импорт, что негативно скажется на ВВП.
  • Реакция потребителей на сокращение налогов и бюджетные стимулы может зависеть от ожиданий потребителей. Если они расценят эти меры как временные, большого эффекта от них не будет.
  • Увеличение стимулирования может привести к инфляции.
  • Обратной стороной стимулирующей фискальной политики являются — рост дефицита бюджета, увеличение заимствований и госдолга.

См. также:
ВВП
Потребление

Источники:
[1]. Оливье Бланшар. «Макроэкономика»

Статья не закончена. Чтобы добавить свою информацию, пишите в комментарии.
Плюсануть 0 Править статью +Добавить статью Как выбрать брокера?
  1. Аватар Nordstream
    Минфин повысил оценку по расходам федерального бюджета в 2023г на 800 млрд руб: ведомство рассчитывает потратить 32,5 трлн руб — Ведомости
    Минфин повысил оценку по расходам федерального бюджета в 2023 г. на 800 млрд руб. Ведомство рассчитывает потратить 32,5 трлн руб., следует из сводной росписи трат на этот год, которая приводится на сайте «Электронного бюджета». Ранее Минфин прогнозировал расходы в 31,7 ­трлн руб.

    www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/11/21/1006778-minfin-povisil-plan-po-rashodam-v-etom-godu

    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  2. Аватар Nordstream
    Силуанов: Бюджет РФ получил 40 млрд руб по налогу на сверхприбыль (windfall tax) из прогнозных 300 млрд руб, основной платежный период впереди
    Силуанов: Бюджет РФ получил 40 млрд руб по налогу на сверхприбыль (windfall tax) из прогнозных 300 млрд руб, основной платежный период впереди, надеемся выполнить план.

    www.interfax.ru/business/

    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  3. Аватар Nordstream
    Власти заложили 14,2 трлн руб на безопасность и оборону в 2024 году - это 38,6% всего бюджета — Известия
    Власти заложили 14,2 трлн на безопасность и оборону в 2024 году — это 38,6% всего бюджета, сообщили «Известиям» в Минфине. Такие расходы для России станут рекордными.

    Власти заложили 14,2 трлн руб на безопасность и оборону в 2024 году - это 38,6% всего бюджета — Известия
    В бюджете практически нет детализации, на что пойдут выделенные на оборону средства. Среди самых крупных статей в 2024-м — «Вооруженные силы РФ» (3,3 трлн) и «Другие вопросы в области нацобороны» (6,9 трлн). При этом в 2023-м на «другие вопросы» выделяют в разы меньше — только 0,6 трлн, тогда как на ВС — больше (5,4 трлн).

    iz.ru/1604090/milana-gadzhieva-mariia-kolobova/zashchita-i-mekhanizm-na-oboronu-i-bezopasnost-potratiat-39-biudzheta-2024

    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  4. Аватар Nordstream
    Квартальная уплата налога на дополнительный доход (НДД) нефтяников и отсутствие выплат им по демпферу стали причинами резкого роста нефтегазовых доходов бюджета в октябре — Ъ
    Квартальная уплата налога на дополнительный доход (НДД) нефтяников и отсутствие выплат им по демпферу стали причинами резкого роста нефтегазовых доходов бюджета в октябре. Поступления выросли до 1,635 трлн руб. против 740 млрд руб. в сентябре и при этом превзошли результаты прошлого октября. Появление почти 1 трлн руб. дополнительных доходов приведет к заметному росту сумм, выделяемых Минфином на покупку валюты и золота в резервы — впрочем, на валютном рынке эти операции проводиться не будут и пройдут между Минфином и Центробанком.

    Поступления же главного нефтегазового налога — НДПИ — в октябре по сравнению с сентябрем почти не изменились и составили 1,107 трлн руб. после 1,087 трлн. 

    www.kommersant.ru/doc/6320497

    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  5. Аватар Nordstream
    Госдума в 3-м окончательном чтении приняла закон о новом бюджетном правиле

    Госдума на заседании в четверг приняла в третьем чтении закон, который закрепляет с 2024 г. новую схему для определения базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета в зависимости от стоимости нефти, природного газа, экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5.

    Документ №448564-8 был внесен в парламент правительством в конце сентября в рамках «бюджетного пакета» на 2024-2026 гг.

    Так, базовая цена на нефть принимается на уровне $60 за баррель, индексируется на 2% начиная с 2027 г. — на уровне валютной инфляции, а на природный газ — на уровне среднегодовой экспортной цены на него — $250 за 1 тыс. куб. м с ежегодной индексацией на 2% начиная с 2027 г.

    Как пояснял ранее замглавы Минфина Алексей Лавров, принятие данной поправки позволит примерно на 1,7 трлн рублей увеличивать базовые нефтегазовые доходы и одновременно расходы федерального бюджета.

    www.interfax.ru/business/926672



    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  6. Аватар Nordstream
    Расходы бюджета на обслуживание госдолга и финансирование программ льготного кредитования при повышении ключевой ставки на 1% возрастают примерно на 200 млрд руб — Минфин

    Расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга и финансирование программ льготного кредитования при повышении ключевой ставки на 1 процентный пункт возрастают примерно на 200 млрд рублей, сообщил журналистам замминистра финансов РФ Владимир Колычев.

    «Там больше 200 млрд рублей на 1 п.п.», — сказал он, отвечая на вопрос об оценках роста процентных расходов бюджет в связи с изменением ставки.
    «Льготные кредиты, это больше 10 трлн рублей, под 12 трлн рублей, это общий размер кредитов, по которым ставка за счет федерального бюджета льготируется. И ОФЗ там еще под 10 трлн рублей», — пояснил также он.

    www.interfax.ru/business/



    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  7. Аватар Nordstream
    Для увеличения собираемости налогов ФНС и ФТС в 2024г «дано дополнительное задание по мобилизации налогов, в первую очередь, косвенных» — Силуанов
    Министр финансов Антон Силуанов на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам объяснил, за счет чего планируется повысить доходы бюджета в 2024 году. «Рост экономики позволяет нам генерить новые доходные источники: налог на прибыль, НДС, НДФЛ», — перечислил Силуанов. В целом правительство рассчитывает увеличить ненефтегазовые доходы почти на 19%, следует из проекта бюджета.

    Федеральной налоговой и таможенной службам «дали дополнительное задание по мобилизации налогов, в первую очередь, косвенных», отметил Силуанов. Минфин рассчитывает на прибавку в 500 млрд рублей за счет усиления собираемости платежей в казну. Это «дополнительный мобилизационный ресурс» сверх расчетов в предыдущие годы, уточнил Силуанов.   

    «Теперь мы более жестко подходим к налогообложению нефтянки», — продолжил министр. В предыдущие годы распределение ренты было не совсем справедливым, указывал Минфин в программном документе «Основные направления бюджетной и налоговой политики». Увеличить сборы, в частности, позволит снижение дисконта цены на нефть для расчета налогов, с $20 до $15 за баррель в 2024 году, до $10 за баррель в 2025 году и до $6 за баррель в 2026 году.

    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  8. Аватар Nordstream
    Январь-сентябрь 2023г бюджет РФ: доходы 19,73 трлн руб, расходы 21,43 трлн руб, дефицит 1,7 трлн руб - предварительная оценка Минфина

    По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2023 года составил 19 734 млрд рублей.

    🔹Ненефтегазовые доходы — 14 158 млрд рублей.
    🔹Нефтегазовые доходы — 5 575 млрд рублей.

    Расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2023 года составили 21 432 млрд рублей.

    В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете и размера дополнительных ненефтегазовых доходов. Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете.

    Январь-сентябрь 2023г бюджет РФ: доходы 19,73 трлн руб, расходы 21,43 трлн руб, дефицит 1,7 трлн руб - предварительная оценка Минфина



    minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38703-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar-sentyabr_2023_goda



    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  9. Аватар Nordstream
    Дефицит бюджета РФ на протяжении всей трехлетки будет сохраняться на безопасном уровне и не превысит 1% ВВП — Силуанов
    Дефицит бюджета РФ на протяжении всей трехлетки будет сохраняться на безопасном уровне и не превысит 1% ВВП — Силуанов

    tass.ru/ekonomika

    Авто-репост. Читать в блоге >>>
  10. Аватар Nordstream
    В ближайшие три года Минфин вдвое увеличит расходы на обслуживание государственного долга — РБК
    В ближайшие три года Минфин вдвое увеличит расходы на обслуживание государственного долга, следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».

    Согласно прогнозу ведомства, в 2023 году соответствующие траты могут составить 1% от ВВП (1,6 трлн руб.) и дальше продолжат ежегодно расти. В 2024-м по этой статье заложены расходы в размере 1,3% ВВП (2,4 трлн руб.), а в 2025-м — 1,5% ВВП (2,9 трлн руб.). По итогам 2026 года расходы на обслуживание госдолга достигнут 1,7% ВВП — 3,4 трлн руб.

    Рост расходов на обслуживание госдолга будет сопровождаться и ростом объема долга. По итогам 2023 года совокупный (внутренний и внешний) госдолг России может составить 29,2 трлн руб., считают в Минфине. По итогам 2024 года объем государственного долга составит 32,5 трлн руб. (18,1% ВВП), 2025-го — 35,9 трлн руб. (18,8% ВВП) и 2026-го — 40,1 трлн руб. (19,8% ВВП).

    По итогам 2022 года госдолг составлял 22,8 трлн руб. (14,9% ВВП), из них 18,8 трлн руб. пришлось на внутренний долг, чуть больше 4 трлн руб. — на внешний. В 2023 году Минфин ожидает, что внутренний долг достигнет 23,2 трлн руб., внешний — почти 6 трлн руб.

    Авто-репост. Читать в блоге >>>
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: