Пенсионный возраст – это не только макроэкономический термин, но и юридический. Данный показатель является той границей возраста, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (см. Синявская О. Как повышать пенсионный возраст// «Отечественные записки» № 3 (24) 2005 // www.strana-oz.ru/2005/3/kak-povyshat-pensionnyy-vozrast-v-rossii) в получателя пенсионных выплат (пенсий). Таким образом, пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы. Пенсионный возраст также опосредованно воздействует на сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Однако, помимо пенсионного возраста за сбалансированность пенсионной системы также отвечают тарифы по социальным взносам. Законодательство различных стран по-разному решает вопрос, что делать в случае, если пенсионные системы имеют дефицит (отрицательную разницу между объемом социальных поступлений и величиной пенсионных выплат за конкретный календарный интервал времени). Законодательством стран описано, за счет каких источников происходит финансирование дефицита пенсионной системы. В большинстве случаев этот дефицит покрывается из бюджета. Невозможность стран покрывать дефицит пенсионных систем, как правило, сопряжено с экономическими кризисами и приводит к социальным катаклизмам.
Помимо экономической сущности пенсионный возраст связан с социальными аспектами и существующим рынком труда. Так как «получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы. Интерес к проблематике пенсионного возраста, возникший в мире в последнее десятилетие, связан с этими его двумя функциями в пенсионной системе и на рынке труда и обусловлен начавшимся старением населения, в результате которого предложение труда молодых сокращается, а пожилые живут на пенсии много дольше, чем столетие назад, когда государство впервые взяло на себя обязанности социальной защиты людей, утративших способность зарабатывать на жизнь»
Средняя (ожидаемая) продолжительность жизни — это стандартный демографический показатель, который неспециалисту в области актуарных расчетов сложно понять. Не говоря о простом обывателе, этот параметр воспринимается неверно даже профессиональными экономистами, неискушенными в вопросах демографии. Средняя продолжительности жизни и ожидаемая продолжительность жизни — это один и тот же показатель. Слово «ожидаемая» в данном случае означает, что показатель средней продолжительности жизни — это расчетный демографический параметр продолжительности жизни гипотетического поколения либо родившихся в году, для которого он исчисляется, либо достигших к этому году определенного возраста. Для родившихся показатель именуется «ожидаемая продолжительность жизни при рождении», а для достигших уже какого-то возраста — «ожидаемая продолжительность предстоящей жизни». Вопреки распространенному мнению, средняя продолжительность жизни — это вовсе не средний возраст умерших в течение календарного года. Статистика смертности действительно учитывается при расчете показателя «ожидаемая продолжительность жизни», она используется для расчета вероятностей смерти в течение года в каждом возрасте. Сам показатель продолжительности жизни получают путем построения полных таблиц смертности. Совпадение данного показателя со средневзвешенным возрастом всех умерших в календарном году может быть чисто случайным.
Приведем пример наиболее характерного заблуждения в части интерпретации данного показателя. В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни для российских мужчин составляет 67,5 лет. Если принять возраст выхода на пенсию в 65 лет, то можно предположить, что ожидаемое время жизни на пенсии российский мужчин будет равно 2,5 годам (разница между 67,5 и 65). Однако подобный вывод будет в корне неправильным. Настоящая цифра ожидаемой продолжительности жизни для российского мужчины 65 лет (по данным на конец 2017 г.) составит 13,9 лет. Подробное обоснование данного расчета приведено в Салихов М. Ожидаемая продолжительность жизни: какова моя вероятность дожить до возраста Х» // Simplenomics 30.07.2018; simplenomics.ru/2018/07/life-expectancy/
В процессе пенсионных обсуждений регулярно возникает путаница в терминах. «Страховая пенсия» и «социальная пенсия» – это разные термины. В настоящее время (без учета грядущих изменений в пенсионном возрасте):
— страховая пенсия выплачивается всем пенсионерам, имеющим достаточный пенсионный стаж и количество пенсионных баллов (9 лет и 13,8 балла, к 2025 г. увеличится до 15 лет и 30 баллов), по текущим правилам в 55 и 60 лет (для женщин и мужчин, соответственно) и составляет 81,49 руб.;
— социальная пенсия выплачивается тем, у кого стажа и (или) пенсионных баллов не хватает по текущим правилам 55 и 60 лет.
Справочно: в СССР в общем случае для получения полной пенсии требовался трудовой стаж в 25/30 лет. Для получения страховой пенсии Международная организация труда (МОТ) рекомендует минимальный стаж 5 лет, однако этот уровень не является обязательным. Во многих странах разброс в минимальном стаже составляет 5-20 лет. До вступления в силу последней пенсионной формулы в РФ минимальный трудовой стаж для получения страховой пенсии в России составлял 5 лет;
— пенсионные баллы начисляются не только, когда за работников платят соцвзносы, но и в другие страховые периоды (декретные отпуска, служба в армии, уход за родственником-инвалидом и т. п.) по специальным правилам;
— пенсионные накопления были «национализированы» только у граждан 1966 г. рождения и старше – с 2006 г. эти категории граждан перестали получать накопительные взносы, в полном размере, для этой категории граждан все взносы стали поступать лишь в солидарно-распределительную компоненту. Для граждан 1967 г. рождения и младше поступление пенсионных взносов в накопительную пенсионную компоненту было «заморожено» после 2013 г. Ранее поступившие взносы по пенсионным накоплениям продолжают инвестироваться, если граждане до 1 января 2016 г. выбрали для инвестирования НПФ или управляющую компанию, но новые пенсионные взносы для граждан 1967 г. рождения и младше не поступают с 2014 г.;
— коэффициент замещения – соотношение средней пенсии и средней заработной платы, показатель эффективности пенсионной системы в стране. В соответствие с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (определено Конвенцией 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения № 102 является флагманом всех Конвенций МОТ по социальному обеспечению, который установил минимальные нормы для всех девяти разделов социального обеспечения), коэффициент замещения должен быть не менее 40% от уровня заработной платы (дохода) гражданина в трудоспособный период. В настоящее время в России этот показатель составляет 36%, в то время как в странах западной Европы этот показатель составляет около 60% и более.