Согласно подсчетам аналитиков Goldman Sachs, ссылающихся на данные таможни, разница между стоимостью нефти из России и Brent упала до нуля еще в конце прошлого года. Огромный разрыв, существовавший в первой половине 2022 года, был преодолен за счет стран, не входящих в G7.
Первоначально разница, доходящая до $30, сложилась из-за неопределенности и политических рисков, связанных с транспортировкой нефти из России, львиную долю которой осуществляли иностранные компании. После того как были найдены и отлажены новые цепочки поставок, дисконт стал быстро падать. В декабре 2022 года, однако, странами G7 был введен потолок цен на нефть ($60 за баррель), который вновь увеличил дельту. Но постепенно, по мере переориентации экспорта и замены перевозчиков, разрыв снова начал сокращаться и теперь составляет ничтожную цифру.
При этом можно увидеть самые разные данные по ценам на нефть из РФ. В частности, в российских портах дисконт составляет $16–18 при том, что сами цены достигают $65 за баррель, что лишь немногим выше потолка цен, установленных G7. Средняя цена на марку Urals, по данным Минфина (от этой отметки измеряется экспортная пошлина и планируемые доходы бюджета), в феврале была равна $69 за баррель. На какие цифры лучше ориентироваться для понимания стоимости нефти?
Президент института энергетики и финансов Марсель Салихов объяснил, что ценовые котировки отличаются в зависимости от базиса поставки, то есть пункта, в котором право собственности переходит от продавца к покупателю. Цены на нефть могут определяться на условиях FOB, то есть в российских портах, или на условиях CIF, то есть в портах покупателя. Эти различия в базисах поставки сильно влияют на уровень цен.
iz.ru/1661970/dmitrii-migunov/v-pogone-za-etalonom-rossiiskaia-neft-sravnialas-po-tcenam-s-brent