Министерство транспорта хочет добиться выделения из ФНБ еще практически 300 млрд рублей на выкуп самолетов из иностранного лизинга. С подобной инициативой ведомство Савельева выступило ещё в феврале, когда стало известно о переносе сроков поставки отечественных самолетов.
Отмечу, что практически столько же уже выделялось в 2023 году. На эти деньги удалось урегулировать ситуацию со 162 самолетами, большинство из которых (93 ед) пришлось на «Аэрофлот». «Застрявшими» у госкомпании остались 86 воздушных судов.
Схема выкупа выглядит следующим образом. Самолеты приобретаются у иностранных лизингодателей на подконтрольное «Росавиации» предприятие «НЛК-Финанс», которое затем передает самолеты в авиакомпании в лизинг на 15 лет по ставке 1,5% годовых. Условия супервыгодные. Тот же «Аэрофлот» признается, что ранее срок составлял 8-10 (иногда — 12) лет, а ставка 4%. Естественно, в течение 15 лет авиакомпании эти деньги будут постепенно возвращать. Правда, в реальном выражении получится меньше, так как инфляция у нас, понятно, значительно превышает уровень в 1,5% годовых.
В том случае, если второй транш из ФНБ будет осуществлен, после чего произойдет страховое урегулирование по оставшимся лайнерам, финансовое положение авиакомпаний значительно улучшится.
Насколько государству выгодна такая схема? Здесь отмечу, что месяц назад, проанализировав все вводные, я взял определенное количество акций «Аэрофлота». Соответственно, теоретически являюсь заинтересованным лицом. Однако рассмотрим цифры статистики.
Урегулирование по 93 самолётам позволило «Аэрофлоту» сильно нарастить международный трафик. Теперь нет опасности того, что воздушные суда могут быть арестованы и отжаты за границей. В январе 2024 года госкомпания перевезла на 52% больше пассажиров на международных линиях, чем в январе 2023 года. Это последняя статистика. Думаю, как начнется высокий сезон, мы увидим еще более сильные цифры.
Для граждан это тоже большой плюс, здесь даже комментировать нечего. Восстановление как внутреннего, так и, в большей степени, международного трафика позволило «Аэрофлоту» нарастить выручку на 48% до 612 млрд рублей и впервые с 2019 года выйти на чистую прибыль в 10,3 млрд рублей (скорректированный показатель). Важно отметить, что 8 млрд пришлось на 4 квартал, который считается низким сезоном. То есть, можно сделать вывод, что «Аэрофлот» вышел на устойчивую чистую прибыль.
Значительное улучшение финансовых показателей сняло потребность выделения из бюджета масштабных субсидий. В 2022 году на эти цели было направлено 100 млрд рублей, из которых «Аэрофлоту» досталось порядка 65 млрд. В первом квартале 2023 года компания ещё получила 12 млрд, а со второго работает без подобной поддержки. То есть, за 2023 год бюджет сэкономил 53 млрд (а за четыре последних квартала, включая текущий, уже все 65 млрд). При этом, напомню, выделенные из ФНБ деньги в течение 15 лет постепенно будут возвращаться.
На примере «Аэрофлота», который является единственной компанией, подробно раскрывающей свои финансовые и операционные результаты, можно сделать вывод, что подобная схема является выгодной и для государственных финансов. Экономия бюджетных средств значительна. Но это был бы слишком простой вывод.
Как написано выше, «Аэрофлот», который является главным бенефициаром выкупа самолетов у иностранных лизингодателей, с 4 квартала прошлого года вышел на чистую прибыль. Соответственно, значительную часть этих средств он мог бы направлять на страховое урегулирование. Причем подобная практика уже имело место. Так, 15 млрд полученной «Победой» прибыли пошли в прошлом году на обозначенную цель. Сейчас, учитывая хорошие финансовые показатели «Аэрофлота», сумму можно увеличить и взять меньше средств из ФНБ. Список проектов экономического развития, куда имеет смысл вложить деньги Фонда, является длинным.
В общем, мне, как владельцу N-го количества акций компании, была бы выгодна реализация той схемы, которая предложена Минтрансом. Однако в интересах государства и хотя бы частичной экономии финансовых ресурсов схему необходимо несколько доработать.