Всего 18 месяцев назад крупнейшая в мире горнодобывающая компания наслаждалась безумным спросом на никель. BHP Group с большой помпой заключила сделку с Tesla Inc на поставку важнейшего компонента для электромобилей. Компания собиралась соревноваться австралийским миллиардером Эндрю Форрестом за контроль над одной из самых перспективных шахт в мире.
Для BHP никель был лучом света. Руководство компании сделало этот металл ключевым фактором роста, сырьевым активом будущего, который поможет выйти из рынка ископаемого топлива и использовать себе на пользу новый спрос, обусловленный мировой гонкой за декарбонизацию.
Однако ситуация быстро изменилась для BHP и других добывающих компаний. Рынок никеля погрузился в хаос после волны новых поставок из Индонезии — которая стала результатом огромных китайских инвестиций и крупных технологических прорывов. Многие шахты по всему миру оказались на грани закрытия: одни просят помощи у государства, другие — разоряются. BHP, например, сейчас оценивает будущее своего флагманского рудника Nickel West в Австралии.
До недавнего времени многие из крупнейших игроков в отрасли были крайне оптимистично настроены в отношении никеля. Некогда скучный металл, традиционно используемый для изготовления нержавеющей стали, оказался важнейшим ингредиентом для аккумуляторов электромобилей. Прогнозировалось, что дефицит предложения растянется на долгие годы, и горнодобывающие компании ухватились за прекрасную возможность закрепить за собой свои зеленые полномочия.
Традиционно никель делится на две категории: низкосортный для изготовления нержавеющей стали и высокосортный для аккумуляторов. Огромная индонезийская экспансия низкосортного производства привела к избытку никеля на рынке, но технологические инновации позволили превратить этот избыток в высококачественный продукт, который перетекает на рынок аккумуляторов.
В результате цены на металл упали более чем на 40% по сравнению с прошлым годом, что усугубило проблемы на рынке, который также нестабилен из-за слабого спроса и постоянных опасений по поводу состояния экономики Китая. По оценкам аналитиков Macquarie, более 60% мировой индустрии теряет деньги при текущих ценах.
Масштаб падения заставил некоторых в отрасли задаться вопросом, есть ли будущее у большинства никелевых рудников за пределами Индонезии. Эта ситуация беспокоит американских и европейских политиков: они боятся, что Китай будет контролировать ключевое сырье, поскольку его компании контролируют большую часть производства Индонезии.
«После наплыва никеля в течение более года — со снижением цены на металл вдвое — наши дорогостоящие активы оказались в зоне риска», — сказал Том Прайс, глава отдела сырьевой стратегии Liberum Capital Ltd. Он добавил, что шахты в Западной Австралии и на французской территории Новой Каледонии, вероятно, будут наиболее уязвимыми.
В Новой Каледонии — южнотихоокеанской островной цепи, которая когда-то рассматривалась как будущее производства никеля, — потребовалось вмешательство французского правительства, чтобы сохранить действующие шахты и заводы, которые имеют важное значение для экономики территории. Официальные лица встречались с ключевыми акционерами трех перерабатывающих заводов, чтобы договориться о сделке по спасению, но пока значительных успехов добиться не удалось.
Компания Panoramic Resources Ltd не нашла покупателя или партнера и добровольно вошла в процедуру управления. Теперь она приостановила работу своего ключевого рудника. Шахта Сайт IGO Ltd будет закрыт, как и некоторые, управляемые магнатом Эндрю Форрестом Wyloo Metals Pty Ltd и First Quantum Minerals Ltd. Производители в Западной Австралии также обращаются за помощью к чиновникам. На кризисном совещании в конце прошлого месяца горнодобывающие компании попросили федеральное правительство предоставить налоговые льготы для перерабатывающих линий.
Но даже если спад производства будет ощутимым, он вряд ли будет способствовать росту цен на никель, считает аналитик BloombergNEF Аллан Рэй Рестауро. «Ожидается, что поток предложения из Индонезии продолжит оказывать понижательное давление на цены в 2024 году», — добавил он.
Это связано с тем, что индонезийское производство, на которое уже приходится половина мирового предложения, может оказаться более устойчивым к сокращению. Страна Юго-Восточной Азии превратилась в глобальный никелевый центр, получив многомиллиардные инвестиции на строительство высокопроизводительных заводов, которые извлекают выгоду из недорогой рабочей силы, дешевой энергии и легкодоступного сырья.
Тем не менее быстрая экспансия страны в этой отрасли вызвала критику. Большая часть производства приходится на угольную энергетику, что приводит к более высоким выбросам на тонну, чем у конкурирующих производителей, а его быстрый рост разрушает тропические леса. Производители, такие как BHP, утверждают, что покупатели, платящие премию за так называемый зеленый никель, помогут поднять цены. Однако ничего подобного пока не произошло.
В конце прошлого года компания признала, что автопроизводители по-прежнему рады покупать индонезийский никель. Это значит, что в ближайшее время трудные времена для горнодобывающих компаний в других регионах не закончатся.
«Что может остановить эти закрытия шахт? Очевидно, устойчивый рост цен на никель», — отметили в Liberum. «Этого можно добиться только через рост спроса на никель».
www.bloomberg.com/news/articles/2024-02-03/from-green-hype-to-bailouts-the-nickel-industry-has-imploded?srnd=premium-asia