Кот.Финанс
Кот.Финанс личный блог
03 февраля 2024, 09:51

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Когда очень нужно продать товар, компании прибегают к помощи рекламщиков. Те создают миф о неполноценности без продукта, или невероятно выгодном предложении. Когда нужно продать акции – обращаются к аналитикам и они модифицируют реальность.

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Disclaimer: мы с уважением относимся к компании Б1 (бывший EY в России), но аналитический склад ума вынуждает ставить цифры под сомнение. И вот, к чему это привело

Когда мы делали обзор IPO Делимобиля, уделили особое внимание двум слайдам:

— прогнозу роста рынка в 7 раз до 2028 года (!)

— стоимости владения авто в Москве >1 млн рублей/год (обычного авто, не Porsche)

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Напрасно мы косо смотрели на Делимобиль в части их прогнозов. Теперь мы косо смотрим на Б1 (EY Россия)😝. Если вопрос рынка еще может быть в плоскости гипотез, версий, разных сценариев, то стоимость владения авто эконом класса – у всех перед глазами. Как изобрести цифры?

Мы нашли первоисточник – исследование Б1 по рынку совместной мобильности и каршеринга. Стоит отметить, что исследование очень интересное и детализированное. Мы придираемся к конкретным цифрам, которые ставят под сомнение все остальное.

Вот он, пожалуй, самый спорный слайд:

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Расходы на автомобиль Hyundai Solaris в Москве 1 054 тысяч рублей в год. В Петербурге содержание Solaris обходится в 718 тысяч рублей. К слову, новый Солярис стоит 2 млн.

В конце исследования методика, которая повергла нас в ужас:

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Самая большая цифра – парковка: 555 тысяч рублей в год! Если вернуться к реальности, и опросить автолюбителей, сколько они тратят в год на парковку, то цифры будут в разы! В десятки раз ниже!

Кто из офисных сотрудников, работающих центре, ездит на работу на собственной машине каждый день? Окей, допустим. Но тогда купите абонемент: он стоит 370 тысяч в год и распространяется на все зоны, кроме самого центра. Работаете в самом центре? В Кремле? И катаетесь на Солярисе? Оставляете машину на весь рабочий день на платной парковке?

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Суждение крайне спорное. Против этой версии здравый смысл и статистика использования платных парковок: никто не оставляет машину на 10 часов. Среднее время — час.

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Если опросить рядовых автолюбителей, какова доля расходов на парковку – даже 1% не скажет, что больше половины. И никто не скажет, что 555 тысяч рублей в год.

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?

Ну что мы докопались до парковки? Давайте докопаемся до чего-то еще!

Цена продажи: Б1 считает, что автомобиль, купленный за 2 млн. будет продан за 1 млн. Учитывая сумму амортизации, аналитики оценивают срок владения в 5 лет. Мы поговорили с автобарыгами: не было ни одного года, когда 5-летний авто с пробегом меньше 100 тысяч продавался в 2 раза дешевле цены покупки.

На наш взгляд, реальная стоимость владения Сорярисом составляет 100-150 тысяч в год без кредита. Плюсом идет стоимость денег – именно это, как мы считаем, самое важное при ценообразовании. Ведь при ключевой ставке 16%, реальная стоимость кредита 20-25%, а значит стоимость обслуживания долга 400-500 тысяч в год. Это если нет первого взноса и выплачивать только проценты.

Как писали в начале, мы с уважением относимся к коллегам из Б1, но нужно соотносить расчеты с реальностью. Связи Б1 с Делимобиль мы не нашли, упоминания о спонсорах исследования тоже нет.

--

Читайте нас в канале Кот.Финанс

Миллион в год на Солярис: как аналитики обосновывают рост рынка Делимобиля перед IPO?
55 Комментариев
  • AlexW3
    03 февраля 2024, 09:59

    странно, что они выдумывают цифры. Но найти объяснение про полмиллиона на парковку — тоже не могу(

  • Eugene Bright
    03 февраля 2024, 10:26
    Миллион в год на Солярис
    Это выражение вызывает вопрос:
    1. это миллион в год тратится на Солярис? (тогда должно быть написано: «Миллион в год — на Солярис») или
    2. миллион чего-то (рублей, долларов, миль, тонн и т.п.) проезжено/перевезено на Солярисе?
    3. Солярис — это «Солярис»? В смысле, марка чего-то. Или Солярис — это место под таким названием?

    ЗЫ: если обидел, пишите модеру. У меня с ним давняя дружба.))

    ЗЗЫ: а вообще разбор отличный!
  • Павел
    03 февраля 2024, 10:26
    Солярис — это корейская днищенская бюджетка уровня Лады?
      • Павел
        03 февраля 2024, 12:37
        Кот.Финанс, на ней исправили заднюю подвеску?
        • Zerich121
          03 февраля 2024, 18:52
          Павел, ) давно! ещё в 2013-14 гг. Отстали вы. В России перед уходом корейцев уже второе поколение в рестайлиге продавалось.
          • Павел
            03 февраля 2024, 19:36
            Zerich121, то-то за городом полно Солярисов в столбах
            • Zerich121
              04 февраля 2024, 18:09
              Павел, дураков на дорогах это не отменяет.
              • Павел
                04 февраля 2024, 18:50
                Zerich121, дураки — это те кто купили «это»
  • Sianuk
    03 февраля 2024, 10:47
    Посмотрите стоимость аренды машиноместа в паркинге, или гараже у дома (если есть) 🙂, прибавьте парковку 8 часов у офиса в городе.
    Любители поставить под окном на газоне во втором ряду свой авто хлам в ЦА делимобиля не входят. Я в Москве на машине выезжаю только по выходным. В будни — метро, автобус и такси. Выходит, машина мне обходится в разы дороже каршера, по большому счету. Верно они считают+\-
      • Sianuk
        03 февраля 2024, 18:34
        Кот.Финанс, выйдет дешевле чем собственный автомобиль. Но дороже, чем каршеринг. Такси не всегда удобно: за покупками ездить, или искать что-то, следить :)
    • Ян Карлович
      03 февраля 2024, 19:48
      Sianuk, Я в Москве на машине выезжаю только по выходным. В будни — метро, автобус и такси.
      А что же каршерингом не пользуетесь?))
      Но, при этом, другим предлагаете прибавьте парковку 8 часов у офиса в городе Считаете, все остальные идиоты, кроме вас, и гоняют каждый день к офису машину припарковать на 8 часов?))
      • Sianuk
        03 февраля 2024, 23:55
        Ян Карлович, пользуюсь часто. И на машине тоже езжу в будни, но чаще по выходным 
  • 11 11
    03 февраля 2024, 10:53
    В таком разрезе и затраты каршеринга — в космосе. 
      • Ян Карлович
        03 февраля 2024, 19:57
        Кот.Финанс, каршеринговые тачки уже сейчас занимают 50% платных парковочных мест. куда их будут пихать, если вырастить парк в 7 раз?)
        а парковка это 90% конкурентного преимущества каршеринга.
        так что расти им некуда.
        в принципе, этот бизнес вообще могут убить в любой момент, отменив им бесплатный паркинг.

  • Lippia
    04 февраля 2024, 00:39
    Делимобиль рассчитывают, что инвесторы не подвергнут их слова сомнению. Они не знают, что Смартлаб каждую цифру препарирует в постах, и всё остальное — в комментах. 
    14 рублей за минуту каршеринга — это 20 тысяч в день. Во-первых, за такие деньги я все запчасти в родной машине поменяю на оригинальные из Японии, во-вторых ставлю авто у частного дома. И я не исключение — в стране развивается загородное строительство. В Японии, кстати, и места у людей нет, тем не менее парковки с подъемниками придумывают, лишь бы в семье был свой автомобиль. В России некуда машину в чистом поле кинуть? Не смешно.
    • Удалённый аккаунт
      03 февраля 2024, 12:50
      Lippia, я продал машину в связи с экономической нецелесообразностью владения своим авто в городе. 
      • Lippia
        03 февраля 2024, 14:41
        ₽100, целесообразность брать машину в аренду, а также такси, конечно, есть. Вопрос в цене. 14 рублей минута? 20 тыс в сутки? С моей точки зрения, за такие деньги должны к двери поставлять лимузин с личным водителем и красную дорожку постелить, это что-то вроде VIP обслуживания. Да и то, за счёт представительной конторы, а не на дачу ездить за свой счёт. Такая картошка и помидоры никогда не окупятся. А ведь в интервью эмитент говорил, что их клиент — люди, которым на дачу на своей тачке неохота. Они даже своего клиента не знают.
        • Удалённый аккаунт
          03 февраля 2024, 16:04
          Lippia, да нет такой цены — 20 тыс в сутки. На сутки другие тарифы
          • Lippia
            03 февраля 2024, 16:23
            ₽100, какие? Давайте изучим. Думаю, сопоставимые. 
            • Удалённый аккаунт
              03 февраля 2024, 16:34
              Lippia, вот цены на долгосрочную аренду от Ситидрайва



              Делимобиль
              • Lippia
                03 февраля 2024, 16:39
                ₽100, и Вы сравниваете это с обслуживанием собственного автомобиля в месяц, я так понимаю… Ну не знаю, всё равно как-то дорого выглядит, плюс наверняка скрытые расходы. Это как операторы связи — тариф выглядит в рекламе выгодным, а потом только деньги капают за разные дополнительные гигабайты и прочее... 
                • Удалённый аккаунт
                  03 февраля 2024, 17:22
                  Lippia, нет никаких скрытых расходов. Только в случае ДТП по вине арендатора. Но я живу рядом с метро, езжу на нем, и каршеринг всегда есть рядом. 
                • Sianuk
                  03 февраля 2024, 18:46
                  Lippia, вместо покупки машины, положи деньги на вклад и гоняй на каршере новом, БЕЗ ЗАМОРОЧЕК типа страховки, стоянки, мойки, ремонта, угона и тп.
    • Sianuk
      03 февраля 2024, 18:47
      Lippia, в деревнях нет каршеринга, оставьте это городским
    • ELKashu
      03 февраля 2024, 23:09
      Lippia, никто не берёт машину в каршеринге на сутки с поминутно оплатой. В Яндекс драйве стоимость черт тиго 4 про на сутки с пробегом 150 км всего 4100 рублей!!! В ситимобил — похожая цифра. При регулярной аренде в том же делике есть отличные абонементы, где стоимость в пересчёте на минуты существенно ниже. Препарировать надо глубже)))
      • Lippia
        04 февраля 2024, 00:35
        ELKashu, да я поняла)) Просто 14 руб/мин кажется непонятной мелкой цифрой, её надо как-то укрупнить, ну можно взять диапазон в час, чтобы понять много это или мало. Я понимаю, что существуют тарифы и никто не платит 20 тыс. в сутки. Не пользуюсь их приложениями, спасибо за информацию про Яндекс драйв.
        Тарифы надо обсуждать, может люди с опытом поделятся. Я вообще водитель собственной машины, мне и не прицениться. Я только хороший теоретик в автомобильной промышленности)) Хоть бы кто из автосервисов также написал по тачкам, каковы перспективы списанных автомобилей, инвесторы мыслят другими категориями. 🤷‍♀️ Рискну предположить, что если к 2028 году будет прорыв электромобилей, то ничего Делимобиль на запчасти не продаст. Впрочем, это позитивный сценарий. Обычно в России авто долго эксплуатируется и электромобили будут доминировать нескоро. 
        4100 для многих — больше дневной зарплаты. Поработал и за аренду отдал? Тоже надо сравнивать.
  • Удалённый аккаунт
    03 февраля 2024, 12:49
    Мне этот бизнес непонятен вообще. 
    На зимние праздники брал Москвич 3 (кстати, при минус 23 нормально заводился, только пол в багажнике в трубку скрутило) — 5 дней и 300 км — меньше 12 тыс. Как они окупаются, ума не приложу. 
    • Sianuk
      03 февраля 2024, 18:42
      ₽100, они потом продают эту машину дороже чем купили😉 инфляция
      • Удалённый аккаунт
        03 февраля 2024, 19:18
        Sianuk, плюс штрафы за ДТП или еще за что
        Продать дороже, чем куплена в прошлом году — это ж какая инфляция должны быть
    • ELKashu
      03 февраля 2024, 23:14
      ₽100, ну машины же покупаются не по той цене, которую вы виде е в салоне, а с существенным дисконтом. Кроме того, все это покупается в лизинг, соответственно идёт оптимизация НДС, а это ещё существенное удешевление машины… Ну и ещё ряд моментов есть.
  • Григорий
    03 февраля 2024, 13:27
    Ах он черти!
  • Denis Stelmak
    03 февраля 2024, 13:48
    Я то же удивился, когда представил, как офисный сотрудник, приезжает на работу на солярисе и из ЗП в 100к, отдает 40к на парковку. :) 
  • Zorkiy
    03 февраля 2024, 14:00
    Очередное обкэшивание об хомячков с помощью красивых графиков из 2028 года. Упаси бог в этом участвовать.
      • Lippia
        03 февраля 2024, 15:07
        Кот.Финанс, этот не рост, а технологическое расширение. А расширение, особенно в транспортной сфере, вызывает только убытки. При этом, первая же эпидемия вызовет банкротство и мгновенный делистинг такого бизнеса, как это было с их аналогом — Hertz.
        Авиакомпании, железные дороги, муниципальный транспорт, в общем весь транспорт классически — это дотационные отрасли. И даже частная Hertz выкарабкалась из банкротства благодаря спонсорам. 
  • Валерий Крылов
    03 февраля 2024, 16:27
    >>На наш взгляд, реальная стоимость владения Сорярисом составляет 100-150 тысяч в год без кредита

    Это не правда. Понятно, что не лям, но и не 150 тр. В карше Солярис превратится в труху через 5-6 лет, т.е. только потеря товарной стоимости составит примерно 1.7/6=0.28 Прибавьте обслугу парковку ремонты страховки и тп и будет пол ляма минимум. Плюс тачки все в лизинге, считай кредитные.
  • Григорий
    03 февраля 2024, 17:06
    Каршеринг — замечательное изобретение, но они бредят
  • Zerich121
    03 февраля 2024, 18:58
     
    Б1 считает, что автомобиль, купленный за 2 млн. будет продан за 1 млн.
    Здесь тоже ошибаются. В нынешних условиях, купив за 2 млн, после 5 лет каршеринга они продадут этот Солярис за 3 млн.
    • Валерий Крылов
      03 февраля 2024, 19:04
      Zerich121, не продадут. Там пробеги 70+ тысяч в год. Т.е. не факт вообще, что движок проживет эти 5-6 лет. И остальные агрегаты типа коробки… Про кузовуху я не  говорю. Посмотрите, как выглядят машины 3-4 года после каршера.
      • Zerich121
        04 февраля 2024, 18:08
        Валерий Крылов, я больше в том смысле что через 5 лет подобные авто станут стоить 5-6 млн, то старые, соответственно, 2-3 млн.
        Бу после каршеринга и сейчас продают. По низу рынка, но кто то их всё равно берёт. В Авторевю читал про Мерседес GLА, пробег 90 т.км. Много деталей требуют замен, но вполне живой аппарат. В грамотных руках, знающих про неоригинальные з/ч и прочих возможностях сэкономить прослужит ещё не мало.
        • Валерий Крылов
          04 февраля 2024, 18:13
          Zerich121, ну, если инфляция будет 300% за 5 лет, то это возможно. А по поводу старых тачек — я читал продавал каршер кашкаи вроде за 50% цены через 3 года. Т.е. за 6 лет там ресурса 0 остается. Ну или 10%
  • Ян Карлович
    03 февраля 2024, 19:36
    за 15 лет среднегодовые затраты на эксплуатацию авто составляли 60 тыр.
    в это включено все — бензин, ремонты и расходники, т\о, налог, осаго.
    забавно, что за это время бензин подорожал в 2,5 раза, рубль упал в 3 раза и пр и пр. просто с каждым годом становилось меньше поводов для поездок и, соответственно, километража)
    • Валерий Крылов
      04 февраля 2024, 18:15
      Ян Карлович, основная ошибка — не считать амортизацию авто. Это при пробегах тысяч до 25 в год основная статья расходов. Сейчас любой современный новый автомобиль обойдется минимум в 150-200 т.р. в год, даже если почти не ездить.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн