Вспоминаем все проблемы компании и изучаем цены конкурентов: кто больше всего продал в IV квартале – тот и король рынка.
*Изображение – сценический вымысел автора, ничего не намекающий о компании
-------------------------------------------
Как вы знаете, у нас к М.видео всегда было много вопросов:
🔹 Сильное падение выручки, убытки, отсутствие собственного капитала
🔹 восторженные комментарии менеджмента на фоне худшего полугодия в истории
🔹 подтасовки в формулировках пресс-релизов
Так, или иначе, проблем много:
🔻 компания не приспособилась к изменению рынка: все годы М.Видео жила на отсрочках поставщиков, а с 2022 года поставщиками стали китайцы, работающие только по предоплате
🔻 это привело к пустым полкам (как следствие, снижению выручки), колоссальному росту долга, убыткам
🔻 нежелание менеджмента признавать проблемы: на конф-коллах хочется услышать конкретные шаги, а не улыбки и смех, как все хорошо, а будет еще лучше.
И что самое главное — за последние два года М. Видео стал местом выбора, но не местом покупки. Я сам долгое время был лоялен, но купить стиралку, пылесос, кухонную технику в М.Видео я не смог – или не было того, что нужно, или цены выше конкурентов. Моя семья использовала М.Видео, как шоурум, а потом заказывала в Citilink, или DNS. Судя, по финансовым показателям, так делали не только мы.
Пожалуй, финально, на фоне всех этих проблем удивил ребрендинг. Вспоминаем старый анекдот про бордель и кровати. Кто не помнит – он здесь
Акции находятся в глубоком пике, и падение началось с 2021 года, т.е. СВО добавила масла в огонь, но негативные тенденции уже были. Быть акционером не интересно. Капитал около нуля. Компания стоит лишь как дисконтированный бизнес с огромным долгом.
А вот кредитором… кредитором интересно и рискованно одновременно: самые дальние выпуски дают доходность до 33% годовых.
Но чтобы покупать их облигации – нужно быть уверенным, что у компании все более-менее неплохо. А по последней отчетности это не так. Следующая отчетность – в марте. Что делать? Идти в магазины!
Поскольку IV квартал – решающий с точки зрения продаж всего года, мы в декабре провели ревизию 5 товарных групп в М.видео, ДНС, Ситилинке, Яндекс.Маркете, Ozon. И выяснили, где лучшие цены.
Многие магазины дают один из трех бонусов: скидку, кэшбэк, или рассрочку. Как обычно, прямая скидка меньше, чем сумма кэшбэк-бонусов. Но если покупать постоянно – бонусы выгоднее. Чтобы привети один к одному, и оценить выгодность покупки – мы делили кэшбэк на два. Т.е. если скидка 12%, а кэшбэк 20% — мы делали выбор в пользу скидки.
В случае с рассрочкой, мы поступали как истинные инвесторы – дисконтировали. С текущей доходностью, рассрочка на 24 мес. эквивалентна скидке 10%, на 12 мес. – скидке 5%, на 6 мес. – 2,5%.
PlayStation 5 – один из самых желанных подарков на новый год. Цена на Ozon выгодная, но нет ни одного поставщика, где есть более сотни отзывов. В условиях ± равных цен на остальных площадках, мы делаем выбор в пользу М.Видео: тут или рассрочка, или кэшбэк 14 тысяч.
Кэшбэк честный, но мы не видим будущего – будут ли интересны цены января-февраля? Плюс, возможно, придется купить что-нибудь ненужное.
iPhone 14 тоже стремил оказаться под елкой. На маркетплейсах цены интереснее, но не знаю, готовы ли вы рискнуть с малоизвестными поставщиками. Мы, возможно по старинке – нет. Среди прямых конкурентов – ДНС и Ситилинк, в М.Видео цена была дешевле, плюс рассрочка или кэшбэк на выбор.
Со стиральной машиной оказалось сложнее: моделей сотни, разница в спецификациях не очевидна. Мы выбирали среди популярных марок + ассортимент должен быть больше 30 моделей. Выбрали Samsung. Здесь наш выбор за ДНС – цена без рассрочек и бонусов интереснее.
В случае с посудомоечной машиной, мы сделали бы выбор в пользу Ozon – поставщик более-менее нормальный, а подделать посудомойку/стиралку сложнее, чем айфон. Возможно, мы ошибаемся.
Почитали на женских форумах, что так же как мужчины мечтают о PS5, девочки ждут под елкой такой фен Dyson. Цены одинаковые, а кэшбэк будет не лишним. Рассрочки почему-то нет.
Вот такое исследование мы провели. Три потенциальные покупки мы сделали бы в М.Видео при том, что еще полгода назад не купили бы ничего. Возможно, со сменой логотипа менеджмент хотел показать, что меняются. Но мы в этом не уверены.
С точки зрения инвестиций: мы ожидаем высоких продаж в IV квартале и всем втором полугодии, что должно положительно отразиться на финансовых показателях компании. Мы берем дальней выпуски с доходностью 30+. Нужно понимать, что не смотрят на то, что Dyson дешевле, чем у конкурентов, проблемы одномоментно это не решит: капитал все еще около нуля, конкуренция все еще очень жесткая. Мы выделяем на риск в наших модельных портфелях 10-20%, конкретно на М.видео 7-10%.
Читайте нас в канале Кот.Финанс
Так же частенько бывает кешбек на технику в альфа банке и тинькове, до 10процентов. Что тоже бонус, в маркетплейсах не всегда можно угадать какой категорией платёж пройдёт.
МВидео медленно трансформируется, и это хорошо.
А ЭсЭфАй (чуть не написал СССР:) держит таки 10% мвидео. Не дураки же...
Долю рынка в 22% никто не хочет отдавать. Вцепились зубами, как бультерьер… Года через 2 должно нормализоваться (снизится долг и тд).
Доля рынка 22% — это вам не шутки...