CyberWish
CyberWish личный блог
29 декабря 2023, 10:03

Ненормальная среда на фондовом рынке

На десятом часу полета у B-52 ВВС США что-то пошло не так — из одного крыла начало вытекать топливо, поэтому майор Уолтер Таллох решил слить топливо из другого крыла, сбалансировать самолет и посадить его на аэродроме в Голдсборо.

К несчастью для экипажа, сделать этого не удалось — самолет вошел в штопор и начал стремительно падать. Если вы считаете, что проблемы на этом закончились, то вы ошибаетесь — на борту этого бомбардировщика находились две ядерные бомбы.
Ненормальная среда на фондовом рынке
Майор Таллох принял единственное верное решение — он приказал подчиненным эвакуироваться с рассыпающегося в воздухе самолета, зная, что его опасный груз имеет несколько предохранителей и не взорвется от удара о землю.

Однако в экстремальных условиях, когда B-52 был разорван в клочья, тепловые батареи авиабомб внезапно активировались, а их датчики начали посылать сигналы о срабатывании. Трагедия была неизбежна… но к счастью, ничего не произошло. Как же так получилось?

Один из механических переключателей был установлен в положение «БЕЗОПАСНО» — именно это предотвратило взрыв двух ядерных бомб, которые по своей мощи превосходили бомбу, сброшенную на Хиросиму, в целых 250 раз.

Спустя годы после этой аварии эксперт по безопасности Стэн Спрей объяснил, почему тепловые батареи активировались, что чуть не привело к трагедии:

«Всегда считалось, что если две электрические цепи физически разделены, то ток не может передаваться от одной к другой. В нормальной среде так и есть, но в экстремальной это уже не является правдой.

Когда печатные платы были согнуты и раздавлены, а вокруг них бушевало пламя, они начали плавиться — стекловолокно превратилось из изолятора в проводник электричества и две разъединенные цепи встретились».

Спрей и его команда сделали поразительный вывод — некоторые вещи, которые должны обеспечивать безопасность, во время «ненормальной среды» могут усугубить ситуацию и стать причиной ужасных событий.

Такие выводы характерны и для фондовых рынков — когда они становятся «ненормальными», то даже их основные принципы перестают работать. Например, любимая нами диверсификация не спасла бы наш портфель от сильного падения во время финансового кризиса 2008 года.

В тот период рухнули практически все классы активов — так инвестор, владеющий акциями и облигациями США, акциями развивающихся стран, REIT'ами и фондами на сырье все равно увидел бы падение своего портфеля на 30-40%.
Ненормальная среда на фондовом рынке
У «ненормальной среды» есть еще одна проблема — сложные времена могут привести к возникновению сразу нескольких неблагоприятных событий. И эти события могут негативно сказаться на ваших финансах, если вы окажетесь к ним не готовы.

Например, вероятность потери работы вами или вашим супругом равна 1% — следовательно, вероятность того, что вы оба останетесь без работы в один и тот же месяц крайне низка. Но в «ненормальной среде» эти шансы резко возрастают, причем это происходит тогда, когда фондовые рынки рушатся, и продавать активы становится крайне невыгодно.

Защититься от этого очень сложно — мало кто может предсказать наступление такой среды, пока сам в ней не окажется. Можно, конечно, запастись наличкой на целый год жизни без работы… но тем же американцам в период Великой депрессии даже такой заначки оказалось мало.

Поэтому единственное, что нам по силам — это диверсифицировать свои вложения и найти оптимальный для нас баланс активов. При этом следует понимать, что если все ваши активы падают, то это не обязательно ваша ошибка — во время «ненормальной среды» такие вещи порой случаются.

*****

Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм

18 Комментариев
  • Артур Грос
    29 декабря 2023, 10:20
    Вот-вот, это зрелая мудрость. Когда что-то такое случается, всё будто убить тебя хочется. Как будто специально злой рок складывается. Это я например из туризма и походов говорю.

    Поэтому, пока серьёзного ничё не происходит, это создаёт ложное ощущение контроля ситуации. А когда всё идёт ненормально, там всё слишком быстро и не типично развивается.

    Поэтому, опытных мало, они тупо гибнут прямо или косвенно. А дебилов не шуганных — вот их всегда дохера. Поэтому, малолетний дебилизм — это не возраст даже, а состояние души.

    Это их слова — ой чё ты нудишь, всё усложняешь, жизь проще, покажи результат… смотри, я за год сделал 80% 
  • SergeyJu
    29 декабря 2023, 10:24
    Краткосрочные гособлигации США (казначейские векселя) в 2008 не рухнули. Насколько я помню, краткосрочные облигации США и Германии даже были выше номинала. Из-за опасений в надежности банков. 
    Как за триумфатором шел раб, повторяя, «помни о смерти», так же и инвестор всегда должен помнить о риске. 
    Наличие краткосрочных облигаций и кэша сильно поможет, когда рискованные активы дружно валятся. 

      • SergeyJu
        29 декабря 2023, 10:35
        CyberWish, столько слов об опасности и ни слова о том, куда прятаться. Пришлось дополнить. 
        Золото может быть и токсичным активом. Падение его цены с 81 — тому свидетельство. В октябре 1987  и в пузыре доткомов краткосрочные гособлигации точно были защитным активом
        • SergeyJu
          29 декабря 2023, 11:08
          SergeyJu, госбумаги тоже не панацея. У нас были проблемы в 1998 году. В Аргентине вечные проблемы, недогосударства, типа Украины, вообще не должны рассматриваться. Турция балансирует на грани гипера. 
          • Артур Грос
            29 декабря 2023, 11:36
            SergeyJu, поэтому, смотря давно ещё Global wealth report — заметил, что самые богатые, распределяют по странам мира. В каждом регионе выделяют более развитую страну, покупают акции, недвигу, валюту. Отдельно металлы. Имеют бизнесы в 10-20% от общего капитала. Примерно так, наверное, самый лучший вариант.

            В полном смысле это недостижимо для многих, но как направление мысли, наверное правильное.
            • SergeyJu
              29 декабря 2023, 11:48
              Артур Грос, риски иностранных инвестиций принято недооценивать. Лично для меня правильное решение — активная торговля на московской бирже.
               
              • Артур Грос
                29 декабря 2023, 12:17
                SergeyJu, в целом согласен. Но страновой риск всё таки весомая штука, на горизонте более 20 лет. Да и возможностей больше, какие-то страны в стагнацию уходят, другие драйвят. Очень жду открытия Азии. Может к дружественным дадут выход в 2024.

                Например та же Алибаба сейчас чёт на уровне исторического минимума.
                • SergeyJu
                  29 декабря 2023, 15:20
                  Артур Грос, страновой риск зависит от гражданства. Для американцев сейчас токсичны российские активы, а для нас — американские. Ну и так далее.
    • Артур Грос
      29 декабря 2023, 11:33
      SergeyJu, так то так, но блин инфляция… вот например сейчас. Вне акций как то боязно оставаться. А в них потенциален обвал и кризис вроде рядом ходит уж не первый год. Я сам на 25% в акциях, ещё с начала СВО зашёл. Остальное короткие облиги и кэш.

      Может же случиться, что цикличность кризиса нарушится. По Мосбирже уйдём на 4-5 тыс. Оставшись в деньгах, существенно потеряешь и упустишь.
  • HYG1978
    29 декабря 2023, 10:56
    Да это понятно. А че делать то, именно, щас, а?
    • SergeyJu
      29 декабря 2023, 11:05
      HYG1978, стоять-бояться!
      Никто не знает Ваших вводных, так что, каков вопрос — таков и ответ.
      • HYG1978
        29 декабря 2023, 11:13
        SergeyJu, это был риторический вопрос. А ответ ваш неправильный. «Следи за собой, будь осторожен… », многие поймут
  • Удалённый аккаунт
    29 декабря 2023, 11:11
    Вообще-то в большинстве самолетов топливные баки сообщаются — именно для того, чтобы обеспечить равномерность расходования и отсутствие влияния на распределение массы. Даже на Ан-2
    Мало того, В52 можно дозаправлять в воздухе — из одной трубки во все баки. 

    На самом деле, похоже, имелся ввиду этот слечай:
    15 сентября 1980 года B-52 загорелся на авиабазе Гранд-Форкс c 8 ракетами AGM-69A и 4 бомбами B28. Экипаж экстренно покинул машину, а службы аэродрома более трёх часов тушили возгорание. Пожарным мешал порывистый ветер, раздувавший пламя, и полностью заправленные топливные баки. Фюзеляж удалось спасти от огня, однако вероятность катастрофы была велика. По словам директора Национальной ливерморской лаборатории Роджера Батцеля, если бы ветер дул в другом направлении, пламя уничтожило бы самолёт вместе с бомбами и экипажем
  • ValeraShelomov 🎅🥂🎄
    29 декабря 2023, 12:40
    Да моексные это понимают, вроде бы. Каждые три года тряска.
  • Том Сойер
    29 декабря 2023, 13:31
    Ничоси, на такой бомбардировочной древности есть катапультные кресла. Вот он — ужасный мир капитализма.

    Статья хорошая

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн