Когда профессор медицины Томас Маккрей был студентом и проходил врачебную практику, он диагностировал у одного из своих пациентов незначительное заболевание желудка.
Его куратор не согласился со своим неопытным коллегой и изменил диагноз на более редкий и серьезный… так уж вышло, что молодой Маккрей об этой болезни даже и не слышал. Больному срочно сделали операцию — оказалось, изначальный диагноз был верным, и пациент страдал лишь незначительным расстройством желудка.
Позже Маккрей писал, что ему очень повезло — он не знал об этом редком заболевании и сосредоточился на более вероятном диагнозе:
«Мораль этого заключается не в том, что невежество является преимуществом. Просто некоторых из нас настолько привлекают мысли о редких вещах, что они забывают о законе средних значений в диагностике».
Эта истина применима для многих отраслей — вы можете стараться изо всех сил и потерпеть неудачу, а тот, кто знал намного меньше вас и приложил намного меньше усилий, может добиться невероятных успехов.
Помимо этого, во многих сферах нашей деятельности существуют ошибки, которые может совершить только эксперт, потому что у новичков для этого не хватает ни знаний, ни опыта.
Первая из таких ошибок — это быть экспертом эпохи, которой больше не существует. Лучше всех на эту тему высказался Дин Уильямс: «Опыт — это здорово, но у него есть плохой побочный эффект. Он приводит к неспособности принимать новые идеи».
Генри Форд был прекрасно знаком с этим эффектом, поэтому он запретил своим рабочим вести статистику идей, которые провалились и не сработали. Так что его сотрудники пробовали некоторые вещи снова и снова, и благодаря прогрессу и развитию технологий добивались успеха.
Еще один яркий пример — это интернет-компании во времена пузыря Доткомов, чьи верные идеи просто не могли быть реализованы из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Спустя пару десятилетий почти каждый бизнес-план, над которым смеялись как над нелепостью, стал реальностью и принес огромную прибыль.
Люди, потерявшие деньги на пузыре Доткомов, так и не смогли избавиться от этого опыта и до конца не верили в будущее технологических компаний. Эксперты той эпохи оказались в невыгодном положении и проиграли новому поколению мыслителей, не обремененному старой мудростью.
Далеко не каждый, на чью долю выпал серьезный крах рынка, сумеет сделать правильные выводы и подготовиться к следующему обвалу — вполне возможно, что его опыт приведет лишь к излишней самоуверенности, но не изменит его поведения в аналогичной ситуации.
Вторая ошибка, которую может совершить только эксперт — это усложнять работу там, где простота дает лучший результат.
В инвестировании лучшей тактикой, которую консультант может предложить своему клиенту, является банальное ничегонеделание. Однако если он так скажет, то распишется в своей бесполезности, поэтому ему обязательно нужно добавить сложности, даже когда этого не требуется.
Кроме того, эксперты считают, что сложные советы повышает их ценность в глазах клиентов. И ведь так оно и есть — вряд ли вы будете довольны, если заплатите за консультацию и услышите «Вам ничего не нужно делать, просто закройте приложение и ждите».
Рядовые инвесторы тоже подвержены этой ошибке — наша активность дает нам ложное ощущение контроля, поэтому мы начинаем совершать множество сделок и лишь увеличиваем количество ошибок.
В старании нет ничего плохого, однако излишние старания могут привести к серьезным потерям — и грань между ними настолько тонка, что далеко не каждый эксперт способен ее увидеть.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм
Из поста создаётся ощущение, что эксперты могут совершать ошибки, которые менее опытные люди могут не совершать, и что это не гуд и как будто бы они совершают больше ошибок и менее гибкие и т.д. Но по факту-то да, эффект есть, но положительный эффект от опыта, вероятнее значительно больше?
Тем кто цепляется за старое иногда начинает мерещиться КУКЛ в стакане
Есть хороший монолог доктора в фильме «Дикое поле», бывалого, опытного коллеги главного героя. В исполнении Юрия Степанова. Внушает))