Китай обходит стороной свой некогда почитаемый центральный банк
25.12.2023
После десятилетий проведения финансовых реформ Народный банк Китая уступил полномочия органу Коммунистической партии и обновленному регулятору.
Влияние некогда могущественного центрального банка Китая уменьшилось по мере того, как Пекин активизирует усилия по централизации контроля Коммунистической партии над финансовым регулированием.
Некоторые полномочия, ранее принадлежавшие Народному банку Китая, были переданы партийному надзорному органу и обновленному финансовому регулятору, поскольку Пекин перезагружает свою модель роста.
Хотя центральный банк сохраняет жизненно важную роль на повседневных денежных рынках, его управляющий теперь занимает более низкое положение в партийной иерархии, чем руководители некоторых банков, которые раньше регулировал Народный банк Китая.
Аналитики заявили, что изменения, являющиеся частью встряски при президенте Си Цзиньпине, уменьшат влияние Народного банка Китая на формирование внутренней политики, а также его роль как канала связи с глобальными регуляторами и рынками.
“Одной из самых больших потерь новой финансовой архитектуры является снижение статуса Народного банка Китая”, — сказал Джордж Магнус, сотрудник Китайского центра Оксфордского университета.
Он добавил, что “реформистские и модернизационные тенденции Народного банка Китая” были “своего рода троянским конем, который позволил правительству экспериментировать с финансовой либерализацией и… интегрировать другие рыночные механизмы [в] систему, в которой доминирует государство”.
Однако сейчас центральный банк оттесняется на второй план, поскольку Китай борется с медленным постпандемическим ростом и нарастающим долговым кризисом, поражающим сектор недвижимости и местные органы власти.
“Народный банк Китая, в частности, довольно осторожно относится к возвращению к старой схеме финансирования инвестиций за счет кредита как способу стимулирования роста”, — сказал иностранный ученый, который недавно встречался с ведущими финансовыми регуляторами Китая, включая нового главу центрального банка Пань Гуншэна.
Хотя центральный банк всегда действовал под эгидой Государственного совета Китая, или кабинета министров, его авторитет в финансовых вопросах был прочно установлен. Он считался рассадником талантов в китайском политическом аппарате, его технократы играли ключевую роль в формировании финансового регулирования на протяжении последних трех десятилетий.
Реформаторы, такие как бывший управляющий Чжоу Сяочуань, который руководил банком 15 лет с 2002 года, также установили тесные личные связи с иностранными коллегами, включая бывшего министра финансов США Генри Полсона.
Но с марта Пекин фактически передал Народный банк Китая под контроль возглавляемого Коммунистической партией надзорного органа — Центральной финансовой комиссии, в которой работает около 100 сотрудников, курирующих финансовые вопросы.
Хэ Лифэн, вице-премьер страны и новый царь экономики и финансов, возглавляет офис CFC, который будет иметь право голоса при назначении на высшие должности в Народном банке Китая. Согласно официальным заявлениям, он подчиняется Ли Цяну, премьер-министру Китая, формальному главе CFC и фактическому высшему должностному лицу, ответственному за экономику и финансовые дела Китая.
Пекин также создал Национальное управление финансового регулирования — обновленную версию банковского и страхового регулятора — для надзора за всей финансовой деятельностью, кроме индустрии ценных бумаг.
NAFR поглотит более 1600 филиалов Народного банка Китая на уровне округов, по словам двух человек, проинформированных об этом процессе. На конец 2021 года у центрального банка было 1761 такое отделение.
Народный банк Китая также подвергался многолетним антикоррупционным репрессиям. Фань Ифэй, бывший вице-губернатор, был отстранен от должности в прошлом году после расследования дела о коррупции. Сунь Гофэн, глава департамента денежно-кредитной политики центрального банка, находится под следствием с мая 2022 года.
Работа по надзору за новой финансовой деятельностью, такой как чрезвычайно популярная система электронных платежей Alipay от Ant Group, и за финансовыми злоупотреблениями с тех пор частично перешла к NAFR. Это означает, что административные одобрения и ежедневный надзор за такими группами, как Citic и Everbright, ложатся на плечи должностных лиц NAFR.
В рамках кадровых перестановок Пан, опытный центральный банкир, был назначен управляющим НБК и главой его партии в августе, что было неожиданным назначением, учитывая, что ему вот-вот исполнится 60 лет, неофициальный пенсионный возраст для многих китайских чиновников.
Назначение в последнюю минуту, по-видимому, отражает поспешный, случайный процесс, что, по словам людей, работавших в Народном банке, удивило многих людей внутри страны.
В низших эшелонах власти некоторые советники и руководители исследовательских отделов, в том числе те, кто восприимчив к рыночным реформам, либо ушли в отставку, либо были отстранены от работы, сообщили четыре человека, проинформированные по этому вопросу.
Мяо Янлян, бывший главный экономист торгового подразделения Государственного валютного управления, китайского валютного регулятора при НБК, в марте присоединился к CICC, ведущему брокеру по ценным бумагам в стране. Ведомство, которым он раньше руководил, которое регулярно представляло политические предложения тогдашнему вице-премьеру Лю Хэ, теперь сталкивается с реформой.
Председатели некоторых государственных банков, такие как Ляо Линь из Промышленно-коммерческого банка Китая, Гу Шу из Сельскохозяйственного банка Китая и Цай Силян из China Life Insurance, теперь также выше Пана по рангу в иерархии Коммунистической партии. Все эти банкиры являются членами центрального комитета партии, в то время как Пан, несмотря на то, что он де-факто контролирует повседневные операции таких кредиторов, таковым не является.
Учитывая важность иерархии в китайской системе, это ставит Pan в менее влиятельное положение при долгосрочном планировании финансовых дел Китая. Народный банк Китая и Safe не сразу ответили на запросы о комментариях.
Аналитики говорят, что Народный банк Китая теперь может просто проводить политику, а не формировать ее.
Иностранный ученый, который недавно встречался с Паном, сказал, что, хотя руководители центральных банков Китая “хорошо осведомлены” об экономических проблемах страны, они считают, что не намного больше возможностей для монетарного стимулирования из-за чрезмерного долга и слабости юаня.
Народный банк Китая также не проявляет интереса к такой политике, как целевые инструменты рефинансирования для поддержки малого бизнеса и достройка недостроенных домов. Многие официальные лица и аналитики заявили, что это квазифискальные и временные меры, которые должны быть внедрены министерством финансов, а не центральным банком.
Но под давлением Государственного совета с целью улучшения экономических настроений центральный банк теперь использует такие инструменты чаще. Пан сказал в своем выступлении в Гонконге в прошлом месяце, что банк расширит их использование. Такие целевые меры кредитной поддержки составляли 15% баланса Народного банка Китая к концу сентября.
В своих усилиях по стимулированию экономического роста Пекин делает упор на фискальные стимулы как на основное средство управления экономикой, а процентные ставки — как на поддерживающую меру.
Но некоторые аналитики предупреждают о рисках игнорирования фундаментальных экономических проблем и маргинализации центрального банка.
“Монетарные инструменты могут загнать в угол давление в кратко- и среднесрочной перспективе, но этого недостаточно для решения сложных вопросов в долгосрочной перспективе, таких как снижение отдачи от инвестиций, сокращение рабочей силы и неоднородная система социального обеспечения”, — сказал Джон Ясуда, доцент кафедры политологии Университета Джона Хопкинса.
Народный банк Китая выступает против использования расширения баланса для погашения огромной суммы долга, которая приходит каждый день, сказал Виктор Ши, директор Китайского центра 21 века при Калифорнийском университете в Сан-Диего. “При более прямом надзоре [со стороны партии], возможно, его способность сопротивляться количественному смягчению уменьшится”, — добавил он.
www.ft.com/content/b809c735-5ae7-433f-964d-f12ca7320538
www.thenews.com.pk/print/1141763-china-sidelines-its-once-venerated-central-bank