Экспорт нефти из России в Китай по самому короткому маршруту — через Арктику — достиг рекордного уровня в 2023 году, пишут аналитики S&P Global со ссылкой на данные по движению танкеров. Однако наличие льдов на Северном морском пути (СМП) сильно затрудняет прогнозирование времени доставки грузов, и это — ключевая проблема для увеличения торговли на данном маршруте.
В этом году среднее время доставки нефти в порты Китая из Приморска и Мурманска по СМП составило 40 и 27 дней соответственно против среднего времени в 50 дней для обоих городов при перевозке по традиционному южному маршруту. Однако несмотря на более низкий средний показатель, продолжительность перевозок по СМП сильно отличается от раза к разу, что ставит их надежность под определенное сомнение.
По данным S&P Global, за летний сезон этого года — когда арктические льды отступили — Россия экспортировала в Китай 10,4 млн баррелей нефти на 13 судах из портов Арктики и Балтики. В прошлом году по этому маршруту прошел всего один танкер с 484 тыс. баррелей российской нефти на борту, а в 2019 году, когда здесь начались коммерческие перевозки, объем поставок нефти составил 2,2 млн баррелей.
Несмотря на масштабный рост поставок российской нефти по Северному морскому пути с низкой базы, они все еще представляют собой незначительную долю от ее экспорта в Китай через Суэцкий канал на уровне 1 млн б/д. Кроме того, в основном по Северному морскому пути перевозится смесь Urals, которая продается со значительным дисконтом к смеси ESPO, которая поступает в порт Козьмино по трубопроводу: по данным Platts, в этом году данный показатель составляет в среднем $15 за баррель
www.spglobal.com/commodityinsights/en/market-insights/latest-news/oil/112923-russias-arctic-oil-exports-surge-but-risks-still-hamper-new-trade-route