Вы слышали что-нибудь раньше о книге «Экономические провалы»? И ее авторе Кокореве Василии Александровиче?
И я ничего не знал, а оказалось, что оказалось. Кокорев Василий Александрович — это богатейший человек России 19 века. Он был первым в мире (!!!), кто основал промышленный нефтеперерабатывающий завод. Вы знали, что русские люди первыми придумали как перерабатывать нефть? И завод построили за несколько лет до того, как нефть нашли в США, и к этом бизнесу подключился Рокфеллер. И, чтобы вы понимали масштаб, нефтеперерабатывающий завод помогал проектировать сам Дмитрий Иванович Менделеев (еще до его открытия таблицы).
В книге «Экономические провалы» автор рассказывает и пытается найти причину тех экономических провалов, которые он наблюдал.
Конечно, это провалы очевидны постфактум, хотя о каждом из них были многочисленные предупреждения. Первый провал — это переход России на серебряные деньги. Кокорев Василий Александрович видит даже в этом диверсию западного мира.
Возникли подозрения, что тлетворный ветер дует из Польши. Народ заговорил: мы поляков побили дубьем, а они нас бьют рублем...
Если верить тому, что тлетворный ветер крупной серебряной единицы дул из Польши, то нельзя не признать, что злоухищрения польского подкопа под нашу экономическую жизнь попали в цель и произвели такой взрыв, от которого мы бедствуем полвека1.
(1Князь А. Голицын-Прозоровский передавал свое воспоминание о том, как однажды к матушке его приехал прямо из Государственного совета граф Литта и торжественно заявил: La Russie est ruinee (Россия разорена). На вопрос, что это значит, он сообщил, что состоялось решение ввести серебряную единицу).
Автор на протяжении всей книги ищет ответ на вопрос, почему именно в сфере экономики и финансов Россия тормозит и приходит в упадок? Ведь есть же чем гордиться, где мы впереди планеты всей: военное искусство, медицина, инженерное дело, живопись… Что же не так с экономикой?
Ответ находит:
«Дело представляется в таком виде: военное хозяйство находится в непрерывном сношении с живыми людьми; офицеры узнают и подмечают все нужные потребности для обыденной войсковой жизни прямо из самого хода солдатской жизни, генералы узнают это от офицеров и потом все это безо всякого промедления восходит к решению главных высших властей; тогда как экономическая жизнь не может от своего начальства добиться никакого удовлетворения в ее насущных потребностях и даже не знает, кто ее начальство и где оно находится.
Между тем на эту горемычную жизнь налагаются — без всякого совета с ней — законопроекты о налогах, измышляемые в канцеляриях на основаниях европейских теорий, а не живой жизненной потребности...
Общий итог сводится к тому, что в военном, медицинском, художественном и инженерном деле движущая сила исходит из вдохновения и развития мыслей, не угнетаясь никаким давлением канцелярского формализма, тогда как в финансово-экономическом управлении не было не только уважительного отношения к вдохновению, а наоборот — полные и неистовые стремления к тому, чтобы задушить всякое вдохновение».
...
Заключим, в конце концов, все наши рассуждения о настоящем провале тем, что нельзя не усмотреть в действиях наших финансистов умышленного намерения затормозить саморазвитие русской жизни угнетением ее заграничными займами, образовавшимися от недозволения иметь свои денежные знаки, существование которых допущено в конституционных государствах Европы.
Там, где есть обратная связь, контакт с народом, прогресс идет. Где ее нет, там провалы. Уже сотни лето одно и тоже у нас:
«Давно подмечено лучшими мыслителями, что русская жизнь имеет два течения: одно правительственное, а другое — народное»
За примерами даже в 2023 году далеко ходить не нужно. История из Думы с их «Не голосуем», из-за которой не прошел закон о честных ценах.
Провалом было отдать управление железными дорогами французам, не построить в первую очередь железную дорогу к Черному морю (из-за этого армия не смогла прийти на помощь Севастополю), перейти на хлопок вместо льна, чтобы платить дань США.
«Со времени образования бумагопрядилен до 1878 г., не было никакого тарифа на хлопок в сырце, и Россия в течение этого времени заплатила за этот материал Америке, по крайней мере, миллиард рублей, нарядив всех в ситцевые одежды и уничтожив огромную отрасль промышленности, существовавшую во всех деревнях при окраске холста в синий цвет кубовою краскою с набойкою по ней ручным способом разных узоров. Теперь на каждом крестьянине, на каждом фабричном и рабочем труженике вы видите — в его непрочной ситцевой рубахе — вывеску плательщика подати в пользу Америки».
Но книга, как мне показалось, на самом деле, не о провалах. Она о духе! Русском духе.
Именно его видел, ощущал и передавал нам Кокорев Василий Александрович. Его манифест:
«Пора государственной мысли прекратить поиски экономических основ за пределами России и засорять насильственными пересадками родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
История повторяется, если из нее не выносить уроки. Рекомендую книгу «Экономические провалы», она о русском духе.
P.S
Мы Россию принимали, подобно Англии и Германии, за государство, тогда как Россия вовсе не государство, а вселенная. Разве есть другое на земном шаре подобное России пространство под одним скипетром, в котором, в один день, на одном конце можно замерзнуть, а на другом быть убитым грозой, в котором на одном конце живут белые медведи, а на другом расхаживают тигры, в котором на одном конце никогда не оттаивает земля, а на другом зреет виноград. И вот, когда эту вселенную, имеющую между белыми медведями и тиграми различные климатические и почвенные условия, нарядили в кафтан однообразной акцизной системы, то очень понятно, что при первом вздохе вселенной чужой узкий кафтан по всем швам лопнул, и мы очутились в разодранной одежде. Итак, в основе акцизной системы оказался пробел, заключающийся в том, что не было принято в соображение значение России, ее величина, разновидность климатических и почвенных условии, словом, все особенности России против других государств. Кокорев Василий Александрович
или может поляки должны были радоваться, что их побили дубьем?
а если б не били дубьем, то может и результат был другой. может и к вам бы по людски относились, а не как к отбросам.