Как прокачать мышление? Стать умнее?
Ходят легенды, что мы задействуем мозг лишь на 10%, что нужно активировать правое полушарие и включить в работу оставшиеся 90% потенциала. Профессор Дитрих Дёрнер за исследования, в том числе, этих вопросов получил самую престижную в Германии награду (правда это было в 1986 году). О своей работе он рассказывает в книге «Логика неудачи. Книга о стратегическом мышлении в сложных ситуациях».
Ученый предлагает развивать мышление через игры. «Тренироваться на кошках».
Одно из ключевых препятствий у людей к стратегическому мышлению состоит в том, что у них короткая память. Добавлю от себя, что как у рыбок гуппи, у которых стирается содержимое памяти после круга по аквариуму. Большинство людей не может удерживать в памяти события сильное разделенные во времени (раньше люди не знали, как появляются дети, зачатие и рождение разделены 9-ю месяцами, попробуй улови связь) и они не видят причин и следствий на больших промежутках времени.
Дитрих Дёрнер видит решение этой проблемы в тренировке мышления через игры-симуляции. Они позволяют ускорять процессы и проигрывать разные сценарии в короткий промежуток времени. Аналог, может быть вам знакомый, это игра Роберта Кийосаки по обучению финансовой грамотности «Денежный поток». В ней можно воспроизвести несколько жизненных сценариев за пару часов, тогда как в жизни на это потребуется целая жизнь без каких-то альтернатив. Рекомендую сыграть и оценить итог первой игры. Это могло быть в вашей жизни!
Дитрих Дёрнер гонял испытуемых за симуляцией типа игры «Цивилизация». Участники эксперимента должны были улучшить жизнь вымышленного народа моро где-то на задворках африканского континента. Результаты исследования, тестовой игры, в большинстве своем, оказались плачевными. Дипломированный физик, экономист и другие люди разумные быстренько гробили раз за разом в игре мир аборигенов Африки и делали это из самых лучших побуждений.
Как такое могло случиться? Это и анализируется в книге «Логика неудачи». Причины того, что управляющие приводили мир моро к упадку, состояли в том, что они не видели системы, у них не было четкой цели, и их подводила их собственная психология.
Начнем с цели. Она должна быть четкая, измеримая, и проверяемая. Когда вы ставите цель, вы должны задать себе вопрос: «Как я узнаю, что цель моя достигнута?» (этого нет в книге, но это имеет к ней отношение). Например, цель «научиться быстро читать» должна иметь четко измеримые параметры, чтобы вы могли сами себе заявить, что сделали это.
В случае с целью в игре-симуляции: «улучшить жизнь народа». Что под этим вы изволите понимать? Какие параметры будем измерять? Продолжительность жизни, достаток, количество детей, жилплощадь, свободное время, уровень счастья...? Каждый участник эксперимента понимал улучшение жизни по-своему, но результат, в основном был один, упадок и вымирание.
В другом эксперименте участникам предлагали управлять в игре городом, типа Sim City. Результаты вышли тоже не оптимистичные (хорошо же, когда люди тренируются на виртуальных персонажах и городах). Книгу «Логика неудачи» нужно читать в первую очередь мэрам городов. Она про них. Они ведь задумываются, как сделать жизнь горожан лучше? Но это абстрактное понятие. Как улучшить жизнь пешеходов? Что под этим понимать? А ведь цели могут входить друг с другом в противоречие. Улучшите жизнь пешеходов и велосипедистов, выделите им полосы, так автомобилисты будут негодовать!
Уже на примере постановки целей все не так просто, а люди еще склонны заниматься тем, что у них лучше получается и что требует сиюминутного дела (это уже психологический аспект неудач). Например, к мэру приходят прихожане города и делятся проблемами, для него это становится первостепенными задачами, тогда как нужно решать фундаментальные проблемы города: пробки, общественный транспорт, ливневки. А добавьте сюда, что люди видят видимое и не видят невидимое. То, что хорошо работает канализация, которая где-то там скрыта в глубинах земли, никого не волнует, этого не видно. Это не оценивают каждый день, просыпаясь утром и благодаря коммунальщиков. А праздничный концерт с фейерверком будет виден, хотя толку от него мало.
Большинство участников эксперимента Дитриха Дёрнера с симуляциями улучшения жизни народа моро также не учитывали СИСТЕМНОСТИ процессов. Это беда людей. Они видят только один параметр и не думают, как он взаимосвязан с другими. Например, в игре поголовье скота, количество воды, пастбища, само население моро взаимосвязаны в систему. Начни изменять один критерий, как он потянет за собой другие. Улучшим качество медицины, получаем рост населения, нехватку питания, уничтожение экосистемы. Увеличим количество скважин, вырастет поголовье скота, размножится народ моро, а потом вода исчерпается и наступит коллапс. Все вымрут. Хотели как лучше, а получилось, как всегда.
Мы имеем дело с системами, а не с отдельными параметрами! Изменяем одно, меняется другое, третье, а потом еще обратная связь нагоняет. И, чтобы увидеть эту динамику процесса, это нужно понимать. Наблюдать, делать выводы, обучаться. Учитывать скрытые параметры, то, о чем не подумали.
Совет, который дает Дитрих Дёрнер для преобразователей жизни, вам он сможет пригодится, когда вы захотите, например, внести в свою жизнь или общества кардинальные изменения. Задайте себе вопрос: «Что должно сохраниться в результате изменений?».
Рекомендую книгу «Логика неудачи. Книга о стратегическом мышлении в сложных ситуациях» к прочтению. Ничего сверхъестественного. Только понимание базовых вещей и процессов. И главное напутствие автора, чтобы мы учились мышлению на играх-симуляциях!
Изучать логику, философию, а лишь потом сложные системы.
Помнить, что идеальный мир, где мэры должны заботится о народе, а полиция защищать граждан — иллюзия, сферический конь в вакууме, а реальный мир — где каждый думает только и себе и своей выгоде.
И эти миры в корне различаются.
И еще — Спонтанные порядки — как из хаоса, разрозненных действий единиц - образуются сложнейшие системы. Какие силы этому способствуют.
А в книге — уже сразу про сложные системы.
Это как в третьем классе давать интегралы.
не верна.
Логика не бывает мужской, детской или логикой победы.
Ими бывает ваше-наше мышление.
А Логика — это правила мышления и они всегда едины для всех и всего.
Логика одинаково действует и на мышление победителя и проигравшего.
Вопрос лишь — Умеет ли человек ею пользоваться?
О каких книгах можно говорить, если элементарные вещи не ведомы людям.!