Никогда такого не было, и вот опять — маленький гений с прической Эйнштейна, в мятой футболке и бреду своего всемогущества, оказался не добрым кудряшом, мечтающим спасти мир, а коварным злодеем, собирающимся обслуживать свой нарциссизм всеми возможными способами за счет наивных вкладчиков (включая крупнейших игроков финансового мира, главных мировых сми и опытных инвесторов). Чему же нас может научить это стремительное крушение американской мечты, и станет ли приговор длиной в 110 лет приговором крипте?
Одного не учел — того, что все-таки он не такой гений, каким сам себе до сих пор кажется. На перекрестном допросе наш герой посыпался как FTX, уклонялся от ответов, взбесил судью, и тем самым сильно снизил себе шансы на апелляцию и снижение срока — потому что в слезливой речи о своей несчастной судьбе соврал под присягой. Жюри присяжных феноменально быстро вынесло приговор и семь раз произнесло слово “виновен” — вот и всё, что осталось у пацана от былой силы убеждения.
2. Не доверяйте людям, окружающим себя только друзьями
Если, например, какого-то директора плотным профессиональным кольцом окружают бывшие одноклассники, любовницы, лучшие друзья и соседи по кооперативу “Озеро”, то пытливый ум должен задаться вопросом, как же это так удачно совпало, что они все оказались мастерами своего дела, и нет ли тут какой-то подставы. Ну, хотя бы бухгалтера могли бы взять по объявлению.
Кэролин Эллисон, девушка, с который SBF то встречался, то расставался, и по совместительству глава хедж фонда, который рисовал отчеты инвесторам так, как хочется SBF, призналась не только в подделке документов, но и обидно рассказала на весь мир, что Сэм был помешан на своих волосах и тщательно следил за степенью их растрепанности, скрупулезно продумывая имидж “своего парня”, на который столько, казалась бы, умных людей, так радостно повелись.
Надо ли говорить отдельно, но на всякий случай — никогда не делайте женщину, с которой у вас какие-то безумные отношения, главой подставного хедж фонда. Вам не понравится, чем это кончится.
4. Задавайте неудобные вопросы
Когда FTX ещё была на пике, селебрити рекламировали их на суперкубке как самую безопасную в мире криптобиржу, Билл Клинтон и Тони Блэр обсуждали с SBF судьбы мира, один инвестор из Индии пришел к нему и сказал: “чувак, прикольно ты тут намутил, я готов вложить свои миллионы, но ты можешь объяснить, почему у вас нет нормального правления. Может покажешь какую-то документацию, протоколы или отчеты?” Ответ гения и филантропа хорошо звучит на языке вильяма нашего шекспира: “You can go and f**k yourself”.
Биткоин торгуется хорошо, с SBF или без него. На что можно надеяться — на то, что эта мыльная опера сойдет с экранов, а криптоэнтузиасты начнут серьезнее относится к прозрачности, отчетности и другим скучным регулирующим практикам. А люди поймут, что надо меньше доверять всяким обаяшкам, даже если им верит весь мир, и перед тем, как вложиться, будут больше времени проводить над изучением того, куда они так хотят отнести свои деньги. Заканчивается эпоха “дикого запада” и веры в крипту, как в силу, поменяющую мир и голубую либертарианскую мечту. И начинается более реалистичная — вера в крипту, как в просто ещё один финансовый инструмент.
Аль Пачино,
«Адвокат Дьявола».
Не паника, а протрезвление.
И это далеко не первый повод усомниться в том, что крипта — это наше всё, наше будущее, наше защита, гарантия секретности и надежности.