По нашей предварительной оценке, реальная денежная масса на 1 ноября выросла на 11,5% (к 1 ноября прошлого года).
Темпы роста реальной денежной массы существенно замедлились с 13,8% месяцем ранее и с 22% в июне.
Период, когда темпы роста РДМ превышали 13% (это своеобразный “потолок Набиуллиной”) оказался коротким и продлился 8 месяцев (с 1 марта 2023).
Несмотря на эту “краткость”, импульс, который получила экономика благодаря этому невольному количественному смягчению, окажет сильное влияние на рост экономики в этом и следующем годах.
Компания S&P Global опубликовала данные по индексу деловой активности в обрабатывающей промышленности России. В октябре индекс составил 53,8 пункта – это второй лучший результат с января 2017 года.
Для понимания ситуации: это лучший октябрь за последние 22 года (с октября 2001 года).
Такого роста деловой активности в обрабатывающей промышленности в октябре не было даже в годы экономического бума в 2002-2008 годах.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия на графике ниже) сейчас вырос до 53,1 пункта, это лучший результат с 2008 года.
Рекордный за много лет рост деловой активности в промышленности говорит, что от российской экономики в 2023 году можно ждать неплохих результатов.
Индекс деловой активности в секторе услуг в октябре (53,6) продолжает оставаться заметно выше 50 пунктов (= деловая активность растёт).
Среднегодовой индекс (53,5) практически повторил максимум июня 2021 года (53,6).
Но в 2021 году это был пик, после которого началось снижение. Сейчас же индекс продолжает расти.
Выше мы рассмотрели индексы деловой активности в двух секторах: промышленности и услугах. Композитный индекс (53,6 пункта) отражает ситуацию в обоих этих секторах (промышленность + услуги) и тоже указывает на рост деловой активности.
Среднегодовой индекс (53,4 пункта; синяя линия) сейчас выше, чем максимум 2021 года (53,0) и максимальный с мая 2019 года – с доковидных времён (см. красную пунктирную стрелку на графике).
Высокая деловая активность (индекс выше 53 пунктов) сохраняется уже девять месяцев подряд. В последний раз такое наблюдалось в 2018 году.
По данным агентства “Автостат” в октябре было зарегистрировано 112 238 легковых автомобилей.
Это в 2,6 раза больше (+159%), чем в октябре 2022 года.
Рост высокими темпами продолжается седьмой месяц подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации составили 928,9 тыс.
Продажи за 10 месяцев (829,5 тыс.) уже существенно превысили результат 12-ти месяцев прошлого года (626 тыс.).
Резюме
Рынок легковых авто в России демонстрирует уверенный рост, и по итогам года(при сохранении положительного тренда) может достигнуть 1,1 млн.
По нашей предварительной оценке, в октябре регистрации тяжёлых грузовиков составили 12,4 тыс.
Это на 86% больше, чем в октябре прошлого года.
Текущие темпы (зелёные столбцы) выше среднегодовых (синяя линия), это значит, что ускорение рынка продолжается.
За последние 12 месяцев (скользящий год) было зарегистрировано 127,5 тыс. тяжёлых грузовиков.
Продолжение текущего тренда означает 139 тыс. по итогам 2023 года (см. пунктир на графике выше).
Другая оценка итогов: если в ноябре-декабре сохранятся темпы первых десяти месяцев (+90%), то по итогам года будет продано 143 тыс. единиц.
В любом случае продажи в этом году (139-143 тыс.) превзойдут результат 2007 года (123 тыс.) и станут новым историческим рекордом.
Перевозки грузов по железным дорогам: -3,4% (худший октябрь с 2009)По предварительной оценке в октябре по железным дорогам было перевезено 101,2 млн тонн грузов.
По объёму перевозок нынешний октябрь – худший с 2009 года.
Впрочем, близким по объёму перевозок был октябрь 2016 года.
К октябрю прошлого года падение составило 3,4%.
Это первый месяц падения после восьми месяцев роста подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) было перевезено 1,24 млрд тонн грузов.
Показатель снизился за прошедший месяц, но при этом остаётся выше, чем в январе 2023 года.
Резюме
Как мы уже писали ранее (см. экспресс-обзор за август 2023), динамика ж.д. перевозок может объясняться (а) недостатком перевозочных мощностей РЖД на новых важных направлениях и (б) переходом грузопотоков на автомобильный транспорт (см. далее на примере цемента).
Это не отражает ситуацию с производством и потреблением.
===
Всего за октябрь по железным дорогам перевезли 2,07 млн тонн цемента.
Это худший октябрь с 1999 года (за 24 года).
Впрочем, нисходящий тренд по ж.д. перевозкам цемента наблюдается уже давно, с 2008 года.
Объясняется такой тренд тем, что железнодорожный транспорт уступает свою долю автомобильному.
Достаточно сравнить статистику ж.д. перевозок цемента со статистикой производства.
Так, с октября 2022 по сентябрь 2023 года ж.д. перевозки цемента падали 9 месяцев из 12.
При этом в производстве цемента за тот же период падение наблюдалось только шесть месяцев.
Производство цемента с 2000 года выросло с 32 до 62 млн тонн в год.
А вот перевозки цемента по железным дорогам с 2000 года выросли с 22 всего лишь до 24 млн. тонн в год.
Это значит, что раньше перевозки по железным дорогам составляли порядка 69% от объёма производства, а сейчас эта доля снизилась до 37-38%.
Причём, судя по статистике 2023 года, эта доля продолжает уменьшаться и далее (см. таблицу).
А производство цемента при этом продолжает расти.
Сейчас объём производства за 12 месяцев (скользящий год) составляет 62,5 млн тонн, что близко к многолетнему рекорду, установленному по итогам сентября прошлого года (63,1 млн. тонн).
Резюме
Перевозки цемента по железным дорогам всё менее корректно отражают ситуацию с производством и потреблением цемента.
Подобная ситуация может наблюдаться и по другим видам грузов.
В октябре средний курс составил 95,3 рубля за доллар (96,9 в августе).
В сравнении с сентябрём курс доллара снизился на 1%.
Обратите внимание: подписаны жёлтыми выносками месяцы, когда курс доллара резко (на 15% и более) взлетал. Рубль в это же время, соответственно, ослаблялся.
Падение рубля в последние месяцы было длительным, но резких изменений, которые часто называют “девальвациями”, не было.
Среднее значение индекса Мосбиржи в октябре составило 3 202 пункта.
Это на 57% больше, чем в октябре прошлого года, который стал низшей точкой в последнем цикле падения.
Индекс растет в годовом выражении 7 месяцев подряд.
Если учесть дивиденды, то получившийся индекс полной доходности (7 107 пунктов в октябре; голубая линия на графике) будет больше номинального индекса Мосбиржи (3 202 пункта; см. выше).
Но реальный (учитывающий инфляцию) индекс полной доходности будет намного скромнее: 317 пунктов (фиолетовая линия на графике).
Ниже этот реальный индекс полной доходности Мосбиржи приведён на отдельном графике.
Индекс растёт с сентября 2022 года.
В октябре он на 57% выше, чем в октябре прошлого года.
Совпадение годового прироста индекса Мосбиржи (57%) и реального индекса полной доходности Мосбиржи (57%) означает следующее:
В октябре среднее значение индекса РТС составило 1056 пунктов.
Это на 1% выше, чем в октябре прошлого года.
Такой результат говорит о том, что для инвесторов, считающих свой результат в валюте, практически весь рост российского фондового рынка (+57%, см. выше об индексе Мосбиржи) был “съеден” ослаблением рубля.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть и другие.
В последнее время к этим показателям добавились
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Такие быстрые показатели по итогам каждого месяца мы включаем в наш ежемесячный экспресс-обзор.
Такой обзор выходит в пятый-шестой рабочий день после завершения отчётного месяца.
* Большинство биржевых показателей (индексы, курсы валют) за месяц считаются по формуле HLC/3 (среднее цен максимальных, минимальных и закрытия).
Следующий экспресс-обзор — за ноябрь — выйдет не ранее 6 декабря.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии