Удачный квартал — хорошая новость для президента Джо Байдена, которому сложно убедить американцев, страдающих от постоянной инфляции, в том, что его экономическая политика работает. Однако это порождает некоторые трудности для председателя ФРС Джерома Пауэлла и его команды.
Центральный банк агрессивно повышает процентные ставки с марта 2022 года в попытке ограничить инфляцию за счет снижения спроса, избегая при этом рецессии. Хотя инфляция снизилась по мере сокращения перебоев в глобальных цепочках поставок из-за пандемии и конфликта на Украине, внутренний спрос в США остается устойчивым, несмотря на усилия ФРС.
Устойчивый рынок труда по-прежнему стимулирует потребительские расходы, а деловая активность набирает обороты. Дополнительные признаки стабильного и сильного роста «могут поставить под угрозу дальнейший прогресс в области инфляции и потребовать дальнейшего ужесточения монетарной политики», отметил Пауэлл на прошлой неделе.
Глава ФРС сигнализировал, что политики, скорее всего, оставят ставки на прежнем уровне на следующем заседании, сохранив возможность для очередного повышения в будущем.
По словам Пауэлла, аналитики в целом ожидают замедления роста в четвертом квартале и в следующем году после «очень сильного» третьего квартала. Экономисты, опрошенные Bloomberg в этом месяце, в среднем предсказывают, что ВВП увеличится в этом квартале всего на 0.7% г/г.
Проблема в том, что устойчивость экономики на фоне многократного повышения ставок центральным банком застала многих аналитиков, в том числе из ФРС, врасплох.
Потребители резко увеличили расходы с июля по сентябрь, поскольку благодаря существенному росту зарплаты и снижению инфляции у них оставалось больше денег для оплаты товаров и услуг. Рекордный рост благосостояния домохозяйств в этом году — благодаря росту цен на жилье и акции — вероятно, также стимулировал потребление.
По словам главного экономиста Bloomberg Economics по США Анны Вонг, расходы могли также увеличиться в прошлом квартале за счет затрат, связанных с концертными турами Тейлор Свифт и Бейонсе и выходом летних блокбастеров «Барби» и «Оппенгеймер». В этом квартале такие факторы уже не будут действовать.
Также, вероятно, временными окажутся следующие факторы: прогнозируемое сокращение импорта и рост запасов в прошлом квартале — два события, которые, по словам экономистов, стали неожиданностью, учитывая высокий потребительский спрос. Соответственно, они вряд ли повторятся в последние три месяца 2023 года.
Некоторые экономисты считают, что жилищный сектор способствовал росту ВВП в прошлом квартале после того, как более двух лет наоборот тормозил его. Однако недавнее повышение ставок по ипотечным кредитам на фоне роста доходности казначейских облигаций угрожает подорвать инвестиции в жилье.
В этом квартале экономика также столкнется с другими препятствиями, которых не было в предыдущие три месяца, включая возобновление выплат по студенческим кредитам после паузы во время пандемии и расширение забастовки работников автомобильной отрасли. Также риски включают возможное прекращение работы правительства в следующем месяце и угрозу более масштабной войны на Ближнем Востоке.
Главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди ожидает замедления роста примерно до 1% в этом квартале после достижения 3.8% в третьем квартале.
По словам Занди, в среднем получается, что «это было бы хорошее второе полугодие, гораздо более близкое к потенциалу экономики, которое в большей степени соответствует в целом стабильному уровню безработицы». И это был бы более удобный вариант для ФРС.
www.bloomberg.com/news/articles/2023-10-25/strongest-us-economic-growth-since-2021-puts-fed-in-tough-spot