В этом летом цены на нефть начали расти после решения ОПЕК+ сократить добычу и при рекордном мировом спросе на этот ресурс. Даже российская марка нефти Urals уже шесть недель стоит дороже установленного для нее санкциями потолка в 60 долларов за баррель.
Что такое этот потолок?
Это своеобразные санкции, предназначенные для ограничения доходов российского бюджета, но без резкого подъема цен на нефть. Еще в конце 2022 года страны «Большой семерки», Евросоюз и Австралия договорились об этой мере. Она влечет запрет для компаний из этих стран на покупку российской нефти, которая стоит дороже 60 долларов за баррель. Они не имеют права транспортировать или страховать такую нефть. Верхний предел цены мог пересматриваться, но это пока не произошло.
Такая же система действует и для российских нефтепродуктов, где есть два потолка: 45 долларов за баррель для дешевых видов и 100 долларов за баррель для дорогих. Эти ценовые ограничения также были превышены в последние недели.
Этот потолок имеет серьезное значение: страны, включенные в санкционный «картель», контролировали 95% рынка страхования морских судов (особенно ассоциация страховщиков International Group of P&I Clubs, зарегистрированная в Великобритании) и половину рынка перевозок российской нефти.
Евросоюз также установил запрет на покупку российской нефти и нефтепродуктов одновременно с потолками. Эти меры работают параллельно.
Какие страны продолжают покупать российскую нефть сейчас?
80% всех поставок направляются в Индию (ведущая страна-импортер) и Китай. Среди менее крупных покупателей остаются Турция и Южная Корея.
Как осуществляется контроль за соблюдением ограничений по цене? Этот механизм не слишком эффективен. Компании должны предоставлять подтверждение о покупке нефти или нефтепродуктов по цене, не превышающей потолок. Это могут быть документы клиента, связанные с конкретной сделкой, или простой письменный ответ компании с указанием цены нефти в данной сделке.
Однако ...
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — ГИБбон — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.