Инвестиционная идея
Сокращение долга до нуля позволит НМТП уже в 2023 году выйти на пиковые дивиденды 2018-2019 года — 1,2 руб. Выплаты будут не за счёт спецдивидендов, а на регулярной основе, с ростом в последующие годы, за счёт роста перевалки и тарифов: 1,3 руб. в 2024 и 1,4-1,5 руб. в 2025 году.
Основная идея в акциях НМТП – это участие в специальных корпоративных событиях. При IPO в 2007 году порт был оценён в $4.9 млрд. или $0.2560 на акцию. К активам в Новороссийске в 2011 году за $2 млрд. был приобретён Порт Приморск. К 2027 НМТП построит терминал на 12 млн. т. для Металлоинвеста за сумму около $1 млрд. (80 млрд. руб.) с выручкой $100-$120 млн. в год (Усманов — 25% капитала)[i]. Феноменальные растущие результаты увеличат капитализацию, при приватизации, c текущих $2 млрд. до справедливой оценки на IPO — $4.9 млрд.
Информационный повод
В 2016 году Правительство РФ планировало приватизировать Совкомфлот, ВТБ и НМТП[ii]. Совкофлот был приватизирован в 2020, ВТБ был приватизирован в 2023 году, во время второй эмиссии акций, выкупаемой пенсионными фондами Газпромбанка и другими инвесторами. Это означает, что НМТП – единственный оставшийся актив, а госпакет в 20% НМТП может быть приватизирован в пользу АК Транснефть. Средства от приватизации пойдут в доходы бюджета и в РЖД на дальневосточные транспортные проекты.
РЖД неоднократно заявляли, что готовы продать свой пакет в НМТП[iii], но по цене не ниже IPO. Так как существуют ограничения на приватизацию для госкомпаний, то партнёром по покупке акций НМТП для материнской АК Транснефть может выступить, например, Газпромбанк. Банк в 2017 году создал фонд с акциями самой Транснефти, для выкупа долей UCP[iv] и может повторить данную схему для привлечения дружественных инвесторов.
Возможная схема сделки с акциями НМТП может состоять из двух этапов. На первом шаге дружественные инвесторы или фонд могут выкупить по высокой цене пакет в 20% у Росимущества. А АК Транснефть на этом шаге, исходя из структуры капитала, может увеличить долю с 50,11 до 75,61% (все казначейские пакеты, плюс, арестованный пакет Группа Сумма).
На втором шаге АК Транснефть соберёт по оферте оставшиеся акции НМТП. В том числе, у дружественных инвесторов, за счёт доли которых Госхолдинг превысит долю в 95,6% капитала. И сможет консолидировать, с премией, 100% капитала НМТП, провести делистинг.
Прогноз финансовых результатов и дивидендов
НМТП, в 2021 году, по расчётам, имел чистый долг в 19,5 млрд. руб. Недавний рост капитализации определяла тенденция по ежегодному сокращению долга на $100 млн. (7-7,5 млрд. руб.). Что позволило НМТП уже в 2023 году полностью выплатить долг и стать «денежной машиной» по выплате дивидендов. Фактическая дивидендная политика порта с 2022 года – распределение 50% от чистой прибыли и всех дивидендов от ПАО «Новорослесэкспорт» и Порта Приморск. Поэтому, ожидаемая выплата за 2023 год – 1,2 руб. на акцию, в 2024 году — 1.3 руб., в 2025 – 1,4-1,5 руб.
С 2023 года, из-за роста тарифов на 8-65%[v], эмбарго ЕС и работы «теневого флота», ухода скидок на нефть, из-за нефтегазовой специализации, грузооборот вырастет на 8%. Расчётно, объёмы перевалки вырастут на 9% в нефти и нефтепродуктах и на 5% — по остальным грузам. При росте тарифов на 13% (по отчётности РСБУ за1 полугодие 2023 года), прогнозная выручка НМТП увеличится на 19%, до 52 млрд., а прибыль – на 43%, до 29,6 млрд. руб.
Рисунок 1 Структура капитала НМТП создаёт предпосылки для сделки M&A АК Транснефть
Рисунок 2 Грузооборот НМТП по 1 полугодие 2023 года, млн. т. Характерен существенный рост перевалки наливных грузов на 9% с 2023 года и на 5% — прочих грузов.
Источник: НМТП, ПТП, seanews.ru
Рисунок 3 Грузооборот НМТП по 1 полугодие 2023 года, млн. т. Характерен существенный рост перевалки наливных грузов на 9% с 2023 года и на 5% — прочих грузов.
Источник: seanews.ru
Рисунок 4 Прогноз снижения чистого долга ПАО «НМТП». Чистый долг в 2023 году, ожидаемо, обнулился, млрд. долл.
Рисунок 5 Прогноз дивидендов за 2023 год, руб. Уже в 2023 году будет выход на пиковые дивиденды 2018-2019 года — 1,2 руб. Но характер выплат будет не разовым, а регулярным и с положительной динамикой
[i] Структура НМТП и «Металлоинвеста» получит в концессию перегрузочный комплекс в Новороссийске. Interfax.ru. https://www.interfax.ru/russia/901608
[ii] Росимущество https://www.infox.ru/news/194/169262-pravitelstvo-soglasovalo-privatizaciu-sovkomflota-nmtp-i-vtb
[iii] РЖД может продать свою долю в НМТП с пакетом «Транснефти» или госдолей https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/18/665838-rzhd-nmtp
[iv] Газпромбанк раскрылся в «Транснефти». Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/3305405
[v] Ведомости,Forbes. https://www.forbes.ru/biznes/483825-metallurgi-pozalovalis-v-fas-na-rost-tarifov-na-perevalku-v-novorossijskom-portu
1,5 рублей группа всего зарабатывает, без роста тарифов более существенный рост маловероятен. А что если завтра мир и снова дружбу надо будет загружать? Вот будет также платить 0,9 рубля на дивы, остальное на инвестку. Разово могут все пустить на дивы, но опять же при текущей цене это менее 10% див дохи.
Когда вы писали про эту идею в марте — это был алмаз, сейчас — залезать в веру в приватизацию за дорого, ну такое… а что если ты окажешься в данном случае последним хомяком с 5% див дохой?
Mazik46, она будет расти, если сейчас скупает НМТП. Что узнаем позже. Судя по оборотам, уже 7% капитала собрали. А это — и Группа Сумма, и ГДР из Лондона, плюс, теперь — и акции с российского рынка.
При консолидации НМТП, после оферты и делистинга порта, АК Транснефть сможет напрямую управлять денежными потоками стивидора и выплачивать повышенные дивиденды своим акционерам.
Плюс есть немаленькая вероятность снижения оборота по различным причинам от возрастания рисков судоходства, до снижения мирового спроса на нефть.
В 2007 году на IPO акция в рублях вышла в 6,7 рубля где то, РЖД ее то же в рублях учитывает, почему ее может не устроить текущая цена? Это я к тому что вряд ли они будут считать, что когда то компания стоила 4,9млрд баксов и сейчас надо получить не меньше в долларах ( тогда акция должна стоить 25, при текущем курсе)
Ну это просто мои мысли дилетанта. Как Вы считаете до каких цен вырастет?