На рынке бытует мнение, что байбэк, или как его еще называют, обратный выкуп акций эмитентом — это всегда позитивное событие. В идеальном мире, где все решает математика, это действительно так. Обратный выкуп и последующие гашение акций снижает их количество, а значит одновременно увеличивает доли всех текущих держателей, что ведет к росту прибыли в расчете на одну акцию и, как следствие, дивидендов на акцию. Сплошной позитив!
Но это, как говорится, рецепт усредненный, а вариаций масса! И даже из хороших ингредиентов можно приготовить
Байбэк образцовый: Лукойл
Вспомним период 18-19 годов, когда цены на нефть были комфортными, а на дивиденды направлялся еще не весь денежный поток. Часть свободных средств, оставшаяся после выплаты дивидендов, шла на обратный выкуп. Выкупив таким образом некоторое количество акций с рынка, Лукойл в конце 19 года перешел на выплату дивидендов в 100% свободного денежного потока.
Все было сделано красиво, по средствам и в рамках идеальной стратегии повышения денежного потока на одну акцию.
Байбэк сомнительный: Самолет
Возьмем другой пример — компанию Самолет. В этом году девелопер анонсировал обратный выкуп на сумму до 10 млрд. рублей до конца 2023 года. Что настораживает в этом выкупе? Начнем с того, что 10 млрд. рублей хватит, чтобы выкупить более половины всех акций в свободном обращении. Когда компания заявляет о своих целях по увеличению ликвидности, а потом идет выкупать большую часть фри-флоата — это выглядит странно. Во вторых, Самолет недавно осуществил крупное приобретения, купив группу МИЦ. А еще раньше, компания отменила дивиденды, сославшись на необходимость поддержания собственной ликвидности на фоне растущих рыночных рисков. Все перечисленные факты плохо бьются между собой, вызывают диссонанс и легкое ощущение «недосказанности». Есть еще вариант, что байбэка не будет вообще или на малую долю от заявленных 10 млрд. Но зачем тогда было это все анонсировать? У меня есть версия, но она вам не понравится.
Впрочем, даже если это так, откровенного кидалова здесь нет. И в худшем случае менеджмент и акционеры Самолета слегка наварятся на наивных хомячках.
Байбэк грязный: Полюс
История с Полюсом произошла совсем недавно и еще у многих свежа в памяти. Компания анонсировала выкуп 29,99% акций. Однако, одновременно с этим на инвесторов вылилась
целая куча неприятных нюансов.
Во первых, выкуп идет с премией в 30% к рынку. Мало того, что период для байбэка был выбран, мягко говоря, не самый удачный с точки зрения цены акций, так еще к этому и премию сверху навесили.
Незадолго перед выкупом были отменены ранее рекомендованные дивиденды. Все в худших традициях Газпрома.
Обычно выкуп осуществляется пропорционально действующим долям, но не в этом случае. В нашем случае заявки удовлетворялись в порядке поступления, то есть кто успел тот и съел.
Сам выкуп был объявлен за 2 часа до его начала и чтобы в нем поучаствовать, нужно было приехать в офис. В физический офис, Карл!
В общем, все было сделано максимально неудобно, как будто кому-то было не нужно, чтобы физики подали акции к выкупу. И после взгляда на структуру акционеров и последние корпоративные действия, становится понятно кому. По «счастливой случайности» цифра в 29,99% акций находится во владении банка Акрополь, который ранее получил эти акции от господина Саида Керимова, главного бенефициара Полюса. В прошлом году Керимов продал часть своего пакета Акрополю во избежании санкций, а теперь, после того как санкции случились, захотел получить его обратно.
Главный бенефициар решает свои вопросы, а миноритарии идут по боку.
В общем, мальчики и девочки, любой, даже самый позитивный корпоративный процесс можно извратить так, что от него начнут страдать ни в чем неповинные частные инвесторы. Причем иногда они могут этого даже не заметить в моменте, ведь пространство для «творчества» огромно.
Если вам понравилось, ставьте
и подписывайтесь на мой
Телеграм, а в следующий раз мы поговорим о том, как можно навредить… выплатой дивидендов.
Значит вам нужно лично подтвердить расходы на приобретение акций иначе с вас удержат 13% со всей стоимости акций.