В праздники часто подводят итоги и строят планы на будущее. День металлурга — праздник особого масштаба: итоги и планы глобальные, поскольку касаются и каждого отдельного металлурга, и отрасли, и даже, наверное, всего мира в целом. proTMK поговорила с директором по глобальному и стратегическому маркетингу ТМК Сергеем Алексеевым и узнала о прошлом, настоящем и будущем трубного сектора.
— Сергей Александрович, какие вызовы сейчас стоят перед трубной отраслью?
— Безусловно, мы видим наличие таких факторов, как мировой дисбаланс и энергетический кризис. Как ни парадоксально, в этой ситуации имеется определенный потенциал: наращивание технологических возможностей поставщиков труб, выход на новые рынки, трансформация товарного предложения. С другой стороны, существует огромное влияние на спрос в ряде рынков, и в целом мы сейчас находимся в стадии глобального перераспределения рынков сбыта и торговых потоков.
— Это происходит прежде всего из-за внешних вызовов?
— Да, это и глобальный дисбаланс, и торговые ограничения, которые формируются отдельными странами. Но, несмотря на то что это вносит в работу определенный дискомфорт, продукт остается востребованным и для большинства отраслей незаменимым, поэтому все трудности в конечном счете разрешатся: найдутся новые потоки и освоятся новые рынки.
— Да и мировой кризис не вечен…
— Действительно, прогнозируется сдержанный рост мировой экономики. Более того, по нашим оценкам, уже даже прошлый год показал рост трубной отрасли в размере 2–3%. В первую очередь за счет того, что ТЭК остается одним из основных драйверов спроса. Как в прошлом, так и в этом году мы видим высокий уровень востребованности продукции на глобальных рынках именно для этого сегмента, также продолжается инфраструктурное строительство. Ну и нельзя не отметить другие факторы влияния, например сделку «ОПЕК+», которая пролонгирует баланс рынка и формирует хорошие предпосылки для поставщиков.
— То есть глобально трубная отрасль чувствует себя хорошо?
— Отрасль находится в стадии переформатирования. Согласно нашим данным, объем, который перевозится с континента на континент в рамках различных рынков, за прошлый год составил 31,4 млн тонн — примерно столько же было в 2021-м. Крупнейшим экспортером остается Китай, кроме того, есть Северная Америка, которая выступает самым объемным рынком с точки зрения импорта. Стабилен ряд других рынков — например, регион MENA: Ближний Восток и Северная Африка, которые потребляют большое количество продукции. Одним из главных игроков остается и Россия.
Но, с другой стороны, если мы возьмем более длинный горизонт, то с 2016 по 2022 год глобальная торговля снизилась на 13%. О чем это говорит? Происходит деглобализация, и формируется новый тренд усиления регионального влияния локальных производителей. Экспорт стальными трубами постепенно претерпевает сокращение.
— Это хорошо или плохо?
— Решать это должны потребители, которые получают более короткие цепочки поставок и более эффективное снабжение в востребованном продукте. Однако при этом неизбежно идет укрупнение холдингов. В этом, кстати, Россия немного опередила существующую тенденцию в отрасли. Уже прошла консолидация, которая позволила сформировать мощные холдинги: они мыслят по-другому и смотрят в глубину процессов.
— Какие еще изменения можно выделить в российской трубной отрасли?
— Наверное, повышение уровня в области качества. Например, те требования, которые диктовал рынок, в основном локальных потребителей, позволили ТМК сформировать высококонкурентный продукт. И он оказался востребован на международных рынках. Опять же этот продукт был создан на фоне мощной работы с инжинирингом, технологиями — теми же цифровыми двойниками, поэтому сегодня у нас сформировались хорошие отраслевые НИОКР-кластеры, позволяющие совершенствовать итоговый продукт.
— Какие перспективные направления развития Вы видите?
— Большую роль будет играть развитие собственных компетенций. При этом тот вклад, который трубники вносят поставками в промышленные сегменты экономики, создает возможность для технологической трансформации собственных производственных цепочек.
Безусловно, мы прогнозируем трансформацию экспортных потоков, за счет чего будут освоены новые рынки. И конечно, отрасль ждут обновления, уже сегодня мы становимся свидетелями того, что ряд проектов будущего находится в стадии успешной финализации.
Также продолжится развитие комплексного предложения — критически важного для рынка на сегодняшний день. То есть помимо самого продукта потребители требуют дополнительного сервиса. Если взять пример ТМК, то это не просто сервисные услуги, но и тот же концептуальный инжиниринг, который мы развиваем. Если коллеги работают над различными продуктами для своих потребителей, то мы работаем над дизайном скважины, снижаем металлоемкость, повышаем прочностные характеристики. И конечно, без электронной торговли, без маркетплейсов, без Индустрии 4.0 дальнейшего развития быть не может.
— В чем конкурентные преимущества ТМК?
— Наша компания представляет масштабный производственный комплекс с охватом сортаментной продукции от 0,3 до 2,520 мм. Все это поддерживает собственная научно-исследовательская база, что выгодно отличает нас от других. В то же время центры НИОКР выступают площадкой для наших разработок и успешной реализации совместных программ по производству передовой продукции.
В общем, несмотря на сдержанный рост экономики и те мощные факторы влияния, которые могут негативно сказаться на развитии рынков, российская трубная отрасль будет продолжать развиваться и совершенствоваться, поскольку для такого уникального продукта, как трубы, всегда будет свое место. ТМК продолжит наращивать компетенции, представлять рынку оптимальные решения, которые позволят отрасли и дальше уверенно двигаться вперед.
Тут достатчоно подробно раскрыта актуальная продуковая линейка ТМК в сегменте нефтесервиса - ngs-verstka-14-03.pdf (tmk-group.ru)
С уважением,
IR TMK