Влад | Про деньги
Влад | Про деньги личный блог
11 июля 2023, 10:48

ОБЗОР OZON

Второй после дикой ягоды (ЧАСТЬ 1)

ОБЗОР OZON

OZON – второй по обороту в России онлайн-магазин. Компания основана в 1998 году, провела IPO в ноябре 2020 года.

OZON зарегистрирован на Кипре. Мы на Мосбирже торгуем депозитарными расписками, первичный листинг у OZON в США (депозитарий в лице Bank of New York Mellon), переезд в российскую юрисдикцию компания не планирует.

➡Акционеры OZON

33,8% — АФК Система
33,7% — фонды Baring Vostok
26,2% — программа депозитарных расписок (это и есть free-float, то есть акции торгующиеся на бирже)

❗Главный операционный показатель

GMV (Gross Merchandise Volume) — это объем всей проданной продукции на маркетплейсе за определенный период.

Почему главный? Дело в том, что маркетплейс зарабатывает на комиссиях со сделок. Таким образом, выручка маркетплейса = % комиссии * объем сделок. Объем сделок – это и есть GMV.

📊 Я проверил, корреляция выручки OZON и GMV за 2018-2022 годы = 99,5%, cвязь линейная.

С 2017 по 2022 годы GMV OZON вырос в 34 раза. Далее представлена статистика по годам (все цифры в млрд руб.). В скобках для сравнения указаны данные по Wildberries.

2017 – 24,6
2018 – 42,5 (119)
2019 – 80,8 (223)
2020 – 197,4 (437)
2021 – 448,3 (844)
2022 – 832,2 (1669)

Как вы видите темпы роста OZON шикарные, GMV практически удваивается каждый год, пандемия усилила тренд. Могу говорить про кол-во заказов и среднюю цену, но показателя для операционной оценки маркетплейса лучше, чем GMV – нет.

👀 Какие главные конкуренты?

Wildberries в 2 раза больше OZON и, глядя на динамику выручки, видно, что OZON отстает от них примерно на год-полтора.

GMV OZON за 1-й квартал = 303,1 млрд руб., WB = 577,2 млрд руб. То есть разрыв сохраняется. Мой прогноз по GMV OZON на 2023 год = 1 421 млрд руб. (на основе данных за 1-й квартал).

Для сравнения – следующие ближайшие преследователи, Yandex («Яндекс-Маркет») – 108 млрд руб. за 1 квартал 2023 года (в 3 раза меньше OZON), «Сбер Маркет» показал GMV 103,5 млрд руб. за 2022 год, данных за 1-й квартал 2023 года нет, но можно предположить, что там около 30-35 млрд руб.

🔼Наличие в конкурентах таких крупных акторов, как Яндекс и Сбер, показывает, что в секторе e-commerce большой бизнес видит возможности для роста.

Главный конкурент и ориентир Озона – WB, Яндекс отстает от Озона на 1,5-2,5 года, Сбер на 3-5 лет. Компания заявляет о цели достичь паритета c WB по обороту торгов, но это станет возможным только в случае снижения темпов роста WB, пока OZON ощутимо меньше.

👍Во второй части рассмотрим финансовые показатели компании и сделаем вывод, справедливо ли оцениваются ее акции. Подпишитесь на мой ТГ-канал, чтобы ее не пропустить: t.me/Vlad_pro_dengi

Нажмите на «хорошо», поддержите проведенный мной анализ!

3 Комментария

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн