Итак-прокатные самокаты ВУШ.
Нет другого транспорта и другой темы о дорогах в настоящее время, которая бы не стояла так остро.
По данным исследований, только за 2022г. число ДТП с самокатами (большинство которых разумеется прокатные) выросло на 35%. Это не удивительно, т.к. выросло и число поездок.
Количество поездок на самокатах вышеуказанного сервиса выросло в 2 раза: с 26.3 млн в 2021г. до 55,5 млн в 2022г. Примерно такие же показатели по числу подключенных к сервису и зарегистрированных аккаунтов, количеству локаций присутствия сервиса.
Выручка по данным отчетности ВУШ Холдинг (WHOOSH [WUSH] выросла примерно на 30% в сравнении 2021 и 2022гг (млрд):
С 4 128 в 2021г.
До 6 384 в 2022г.
Основные средства также в сравнении 2021 и 2022гг. (млрд) выросли практически в 3 раза с 2 534 до 6 603 руб.
А теперь о том, кто это покупает и главное зачем:
На смартлабе была хорошая статья на эту тему: https://smart-lab.ru/blog/898884.php
Но там автор даже достаточно мягко описал ситуацию. У меня вопросов возникло еще больше.
Чистая прибыль сократилась в 2022г. до 831 млрд. в сравнении с 1796 млрд в 2021г. Что неудивительно-см. далее.
Судя по росту основных средств, компания активно закупала самокаты в 2022г. расширяя географию присутствия. Дополнительно компания анонсировала изготовление и выпуск собственной линейки электросамокатов (а как вы хотели, в Сколково всех подряд не берут, льготы то давать по налогам, приходится отрабатывать).
По данным магазина электротранспорта в среднем-при правильном уходе, электросамокат «средней» марки можно использовать в течение 3-5 лет. При очень хорошем и бережном-10 лет. Речь идет конечно о сезонах. Естественно никакого бережного отношения и ухода прокатные самокаты не видят. Батарея, которая требует периодической замены даже в течение сезона составляет порядка 13% в цене самоката.
Таким образом получается, что самокаты закупленные в 2019-2020 годах начали выходить из строя в 2022г. и заканчивают в массе как раз в 2023г. что и связано с закупкой в 2022г. огромной партии самокатов. В отчете смотрится конечно красиво 81 тыс. самокатов, однако предполагаю, что на ходу как было не более 50 тыс. так и есть. Думаю так же, что для красивого отчета вряд ли основательно потрепанные и совсем не функционирующие самокаты списаны в убытки, тогда бы совсем была не понятна ситуация, в которой прибыль падает, основные средства падают, зато существует и растет гигантский долг-4 млрд. рублей долгосрочных кредитных обязательств, который с момента основания компании вырос в 4 раза. К этому можно добавить 1 млрд краткосрочных кредитных обязательств.
Ко всей этой печальной картине компания имеет планируемые капитальные затраты в размере 3 млрд. руб.
Кто то пояснит мне, с чего эта «динамично развивающаяся компания» планирует платить дивиденды?
Как мы выяснили количество самокатов в абсолютном выражении практически не растет, затраты растут (себестоимость всегда практически растет, хотя бы за счет зарплат), кредиты надо гасить, кап. вложения вкладывать. Допускаю, что надежда только на то, что удастся заработать за счет продажи франшизы. Пока все раздуто и на слуху, выручка от этого может быть неплохой. Также могу предположить что весь смысл этой возни состоял в том, чтобы создать «типа высокотехнологичную, динамично развивающуюся компанию», которую удачно продать другому сервису, у которого вопрос с выживанием стоит абсолютно по-другому.
Кроме того, добавлю про существующие риски и факторы которые будут дополнительно снижать прибыль от поездок:
-запрет на катание в определенных местах, таких мест будет становиться все больше, скорость самокатов также будет ограничиваться все сильнее.
-аренда площадок для размещения самокатов-как верно заметил один человек-вы не можете вынести на улицу диван и поставить на тротуаре чтобы сидеть на нем вечерами.
-запрет на катание вдвоем-думаю пояснять не надо: и самокат ломается и количество дтп увеличивается.
-запрет на аренду несовершеннолетними-причина см. выше.
Последние два фактора вообще критичны как мне кажется-самокатами чаще всего пользуется молодежь и люди с детьми. Можно думать, что те, кто арендовал один, арендуют два, но вероятность уже не так высока.
Как тут говориться-не является инвестиционной рекомендацией, но я бы не купила.
Все вышеизложенное является личным мнением автора.
Если кто то хочет подискутировать-велком.
хотя нашенская элита всегда кричит о том, что ей с европой не по пути… и европа ей не указ..
в последствии все копируют с нее…