Минфин опубликовал данные по бюджету за май, после чего было много немного оценок вроде дефицита в 7-9 трлн по итогам года.
Доходы за месяц составили 2.04 трлн руб. — это близко к доходам за май прошлого года (+1.3% г/г) и на 11% выше уровня мая 2021 года.
✔️ Нефтегазовые доходы составили 571 млрд руб. – они были ни 34.5% ниже уровня мая 2022 года и на 7.5% ниже уровня мая 2021 года. Эти доходы формировались при средней «бюджетной цене» на нефть в $51.5 за баррель. Учитывая квартальный НДД в июне при такой цене НГ-доходы составят 3.5 трлн руб. на первое полугодие и за второе полугодие они будут не ниже. Т.е. даже по нижней границе мы говорим о НГД >7 трлн руб.
✔️ Ненефтегазовые доходы показывают позитивную динамику, зафиксировав рост до 1.465 трлн руб. (+28.8% к маю 2022 года и 20.5% к маю 2021 года). 2022 год не очень релевантный для сравнения из-за большого количества разных льгот (только налоговый кредит по соцвзносам составлял около 0.8 трлн руб. за 2-3 кварталы). Сравнивая с 2021 годом мы увидим, что текущий темп роста ненефтегазовых доходов в принципе догоняет рост номинального ВВП. Майская динамика как раз указывает на рост ненефтегазовых доходов по итогам года до ~19 трлн руб. Т.е. нижняя граница по доходам на текущий год 26 трлн руб.
✔️ Расходы составили 2.02 трлн руб. и выросли и выросли на 27.7% относительно мая 2022 года, но рост относительно мая 2021 составил всего 17.5%, т.е. медленнее, чем растет номинальный ВВП и ненефтегазовые доходы. Рост расходов существенно замедлился в мае и это позитивный момент (для бюджета). Если расходы продолжат рост 17-25% относительно 2021 года как это было в мае – то общие расходы федбюджета уложатся в ~32-33 трлн руб.
⁉️ Дефицит в 26-32/33 трлн руб. = 6/7 трлн руб.? Вот не совсем, Минфин в декабре 2022 года авансировал 1.5 трлн рублей трансферта в Пенсионный фонд и судя по остаткам на счетах Казначейства (>7 трлн руб.) они там пока так и лежат. В январе Минфин авансировал около 1 трлн руб., которые обычно идут в декабре. Если это действительно так и это сократит большие сезонные декабрьские расходы на соответствующую величину – то от расходов в 32-33 трлн руб. нужно отнять 2.5 трлн руб. (трансферт в ПФ и аванс), что сокращает ожидаемый дефицит до 3.5-4.5 трлн руб. по итогам года.
В этом контексте относительно стабильные расходы и рост ненефтегазовых доходов в мае никакого негатива не создают иистерики на тему бюджета выглядят чрезмерными. Даже в консервативном сценарии по доходам (при ценах на нефть около $50 за баррель) и сохранение дефицит вряд ли превысит по году 4.5 трлн (3% ВВП). Никаких 7-9 трлн там и близко пока нет при текущей динамике и ценах на нефть.
P.S.: Но конечно здесь будут вопросы относительно бюджета 2024 года когда переходящего аванса в 1.5 трлн уж не будет.
@truecon