Бог Вычислений
Бог Вычислений Рецензии на книги
26 апреля 2023, 22:31

Рецензия на книгу. Ксенофонт Ойкономика

Рецензия на книгу: «Ойкономика» — Ксенофонт
Моя оценка:
(5 из 5)
Рецензия на книгу. Ксенофонт Ойкономика
Ксенофонт был древнегреческим полководцем и писателем, автором знаменитого «Анабасиса». Но кроме того, он написал труд, название которого дало имя науке экономике
Одно из первых сочинений по экономической тематике написал Ксенофонт, греческий воин и философ, бывший, как и Платон, учеником Сократа. Его трактат Oeconomicus (латинское написание греческого слова Οἰκονομικός, означающего управление домом или имуществом) представлен в форме диалога между Сократом и богатым молодым человеком по имени Критобул, которые обсуждают вопросы правильного управления домашними делами.
В качестве примера крепкого хозяйственника Сократ рассказывает Критобулу о своём знакомом Исхомахе. Об этом самом Исхомахе ничего не известно, и скорее всего под этим именем Ксенофонт описал самого себя и собственные взгляды на управление хозяйством, поскольку имел хорошую семью и процветающее поместье близ элидского города Скиллунта.
Произведение состоит из 21 главы.
В первой главе впервые в известных человечеству источниках даётся определение предмета, изучаемого экономикой — экономика изучает хозяйство человека, то есть всё имущество, принадлежащее человеку. При этом имуществом автор считает лишь то, что имеет для человека какие-либо полезные свойства. При этом Ксенофонт отмечает, что даже неважное с потребительской точки зрения имущество может быть полезным другим людям, а значит обладает некой меновой ценностью. Приводится пример с флейтой для человека, который не умеет на ней играть. По мнению Ксенофонта её нельзя считать в этом случае полезной для человека и её не следует причислять к имуществу. Однако если человек приобретает флейту, чтобы её выгодно перепродать, то автор находит такое приобретение полезным и считает частью имущества. Приводится ещё ряд примеров, когда даже деньги могут быть бесполезны человеку, не умеющему с ними управляться, а значит в этом случае и их нельзя считать имуществом, поскольку их раздолбай-владелец спустит всё на вино и продажных женщин. «Не в коня корм» — сказали бы у нас.
Таким образом автор подводит нас к мысли о том, что большое хозяйство и много имущества ничего не значат, если человек не умеет им управлять. Ксенофонт утверждает, что Сократ богаче Критобула, хотя продажна оценка имущества Сократа в 100 раз меньше, чем оценка хозяйства Критобула. Всё потому, что Критобул ничего не смыслит в управлении, а потому балансирует на грани банкротства. По мнению автора важно уметь жить так, чтобы всегда оставался излишек. Критобул восхищается Сократом, и просит научить его экономике.
Далее книжный Сократ развивает мысль о плохих и хороших хозяевах, приводит примеры, что люди, обладающие меньшими деньгами, но управляющие ими рационально, ни в чём не нуждаются, тогда как более богатые, казалось бы, граждане испытывают жизненные трудности, если безответственно относятся к своему хозяйству и имуществу.
Затем автор возносит оды земледелию, называя его самым достойным занятием, и противопоставляет ремесленничеству. По мнению Ксенофонта лишь из земледельцев получаются настоящие граждане, поскольку они прочно стоят на земле и прекрасно понимают, почему должны защищать её от врагов, ведь при лишении их земли они теряют источник пропитания, тогда как ремесленники предпочитают отсиживаться в городах и избегают битв. Тут скорее всего Ксенофонт описывает собственный опыт полководческой деятельности, ведь сам немало потоптал ноги в военных походах.
Несмотря на все блага, что дарят земледельцы обществу, есть у земледелия и неблагоприятные стороны. В первую очередь — высокая трудоёмкость. Не так уж и просто вырастить большой урожай, который прокормит земледельца. При этом отмечаются и высокие риски — даже самый упорный труд может не принести плодов по воле богов, насылающих град, засуху, неурожай.
На этом диалог Сократа и Критобула заканчивается, собеседники подводят итоги своих размышлений о пользе экономического знания. Сократ обещает рассказать о своём диалоге с замечательным человеком Исхомахом, который очень искусен в управлении хозяйством. Начиная с седьмой главы произведение представляет собой диалог Сократа и Исхомаха, в котором философ набирается житейской мудрости успешного землевладельца.
С седьмой по десятую главу Исхомах рассказывает о важности удачного брака и о том как его жена помогает ему содержать домашнее хозяйство в порядке. Он подробно описывает, как воспитывал свою юную жену и как обучал её вести домашнее хозяйство, ведь взял он её в жёны совсем неразумной четырнадцатилетней девушкой.
Одиннадцатая глава посвящена тому, чем занимается сам Исхомах, для того чтобы быть самым крутым ковбоем во всех Афинах. Если коротко, то Исхомах бдит за делами в своём имении, ходит на судебными заседания, а также занимается воинскими упражнениями, бегом и верховой ездой. Потому, говорит Ксенофонт, этом муж пышет здоровьем, богат и пользуется репутацией настоящего крутого мужика, такого, на которых все Афины держатся.
Главы с двенадцатой по четырнадцатую посвящены выбору и обучению управляющего. Под управляющим имеется ввиду человек, который руководит сельскохозяйственными работами. Его древние греки назначали из числа рабов. Если дома хорошая жена, а в поле хороший управляющий — половина пути к успеху уже пройдена. Исхомах советует дифференцировать поощрения своим работникам, отдавая лучшее вознаграждение тому, кто лучше всех работает. Уравниловка, по его древнегреческому мнению, сильно демотивирует трудяг и поощряет разгильдяев. Надо же, даже спустя 2400 лет после написания «Ойкономики» эта мысль не является очевидной для очень многих людей.
С пятнадцатой по двадцатую главу Исхомах даёт Сократу практические знания по земледелию и садоводству. Причём здесь используется известный сократовский метод обучения — Исхомах задаёт наводящие вопросы, а Сократ отвечает исходя из очевидного здравого смысла. Интересно, что Сократ считал, что все знания у человека есть, просто находятся в его душе в спящем состоянии, а правильные вопросы способны помочь их «вспомнить». Исхомах говорит, что здравый смысл и старание очень важны в ведении хозяйства, важнее чем одни только теоретические знания. Если у человека есть знания, но он ими не пользуется для улучшения своих урожаев, работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал операционные затраты, ничего удивительного, что получаются убытки. Здесь же Исхомах даёт актуальный по сей день совет — покупать недооценённый актив, который можно улучшить. Например земля, плодородная, но по недосмотру хозяев необработанная, стоит недорого, а приведённая Исхомахом в порядок, благоустроенная садами и виноградниками может принести неплохие барыши при продаже. Само по себе такое занятие очень нравится герою произведения, Исхомах называет себя любителем сельского хозяйства, а Сократ подтверждает, что это очень естественно любить то, из чего хочешь извлечь выгоду.
Последняя глава посвящена искусству управления людьми. Ксенофонт, как военный человек, отмечает, что для эффективного управления людьми нужен авторитет, который завоёвывается строгостью и справедливостью. При этом отмечает, что есть люди, которые по воле богов более предрасположены командовать, чем иные, так что успешное командование не вполне зависит от отдельного человека, по его мнению.
Интересные цитаты:
  • Да есть и дру­гие гос­по­жи, обман­щи­цы, нося­щие личи­ну радо­стей: азарт­ные игры, вред­ные зна­ком­ства; с тече­ни­ем вре­ме­ни и самим жерт­вам обма­на ста­но­вит­ся ясно, что это — печа­ли, лишь окру­жен­ные короч­кой радо­сти, кото­рые под­чи­ни­ли их сво­ей вла­сти и меша­ют им зани­мать­ся полез­ным делом.
  • Вот именно к этому выводу мы и пришли: для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она ценность; а если не продаёт, а владеет ею — не ценность.
  • Я могу пока­зать, что и по отно­ше­нию к женам одни мужья дер­жат себя так, что в женах нахо­дят себе помощ­ниц для умно­же­ния состо­я­ния, а дру­гие, огром­ное боль­шин­ство, так, что разо­ря­ют хозяй­ство.
  • При этих сло­вах, как рас­ска­зы­вал Лисандр, он сам подал руку Киру и ска­зал: «Мне кажет­ся, ты по пра­ву поль­зу­ешь­ся сча­стьем, Кир: ты поль­зу­ешь­ся им за то, что ты — доб­ро­де­тель­ный чело­век».
  • Какое пре­крас­ное изре­че­ние, что зем­леде­лие — мать и кор­ми­ли­ца всех заня­тий! Если зем­леде­лие про­цве­та­ет, то и все дру­гие дела идут успеш­но; а где зем­ле при­хо­дит­ся пусто­вать, там и на суше и на море уга­са­ют почти все ремес­ла.
  • Самым ясным спо­со­бом дока­зать это, как мы гово­ри­ли, было бы при наступ­ле­нии вра­гов на стра­ну поса­дить зем­ледель­цев и ремес­лен­ни­ков отдель­но и спро­сить у тех и у дру­гих, нахо­дят ли они нуж­ным защи­щать стра­ну или, бро­сив ее на про­из­вол судь­бы, охра­нять город­ские сте­ны. В этом слу­чае, дума­ли мы, люди, свя­зан­ные с зем­лей, пода­ли бы голос за то, чтоб защи­щать, а ремес­лен­ни­ки — за то, чтоб не сра­жать­ся, но, как они при­уче­ны с дет­ства, сидеть без труда и опас­но­сти.
  • Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался излишек
  • На све­те, жена, нет ниче­го столь полез­но­го для чело­ве­ка и столь пре­крас­но­го, как порядок. Возь­мем, напри­мер, хор: он состо­ит из людей: когда каж­дый дела­ет что попа­ло, видишь толь­ко сумя­ти­цу, на кото­рую и смот­реть непри­ят­но; а когда те же самые люди дей­ст­ву­ют и поют в поряд­ке, то сто­ит на них посмот­реть и послу­шать.
  • Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток.
  • Он никогда не позволял мне покупать землю хорошо обработанную, а такую, которая, по небрежности ли хозяев или по недостатку средств у них, не обработана и не засажена; такую он советовал покупать. Обработанная, говорил он, и стоит дорого, и улучшать её нельзя; а если нельзя её улучшать, то она не доставляет столько удовольствия; напротив, всякая вещь и скотина, которая идёт к улучшению, очень радует хозяина. Так вот, нет ничего способного к большему улучшению, как земля, которая из запущенной становится в высшей степени плодородной. Уверяю тебя, Сократ, что благодаря нашим стараниям стоимость многих участков земли стала во много раз больше первоначальной.
Книгу советую, первый в истории философский труд по экономике. Сможете узнать чем греки заменяли подоходный налог, поскольку тогда его не было; как создать с женой эффективную команду, работающую на обогащение семьи; как сажать виноград; как обучать подчинённых. Рецепт успеха по Ксенофонту: превышение доходов над расходами; делегирование хозяйственных функций хорошей жене и управляющим; упорный труд и совершенствование хозяйства; покупка недооценённых активов и приведение их в порядок — так разбогатеете и все афинские граждане будут вами восхищаться.
9 Комментариев
  • dan◦fox
    26 апреля 2023, 23:17
    Спасибо!
  • Bazil
    27 апреля 2023, 08:52
    О земляк) Интересная рецензия.
  • Александр non
    27 апреля 2023, 09:06
    Вобщем работайте на себя а не наемным трудом.
  • VladMih
    27 апреля 2023, 10:44
    не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она ценность;
    а если не продаёт, а владеет ею — не ценность.
    Как по мне, что-то тут не так. Более того — тут многое не так.
    В смысле — много вариантов, когда флейта может считаться ценностью без продажи в моменте.
    Простейший вариант: не несет её на базар, но продать готов.
    Только потому и не выбрасывает, что понимает её ценность для других.
    Возможно даже для своих детей в будущем.
  • Анабасис шедевр просто. Перечитываю раз в пару лет)
  • 30-летний пенсионер
    27 апреля 2023, 12:35
    Интересно. Спасибо 👍
  • IliaM
    03 мая 2023, 07:42
    Критобул тогда, сейчас Криптобул )))
    отличная работа, молодец 
  • Мурен(а)
    06 мая 2023, 08:27
    седьмой по десятую главу Исхомах рассказывает о важности удачного брака и о том как его жена помогает ему




    Ну почему в современных книгах по финансовому планированию не пишут!? 

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн