Сложность прогнозирования будущего в текущих обстоятельствах связана не столько с геополитической ситуацией, сколько с тектоническими сдвигами, которые идут в Мире. Такие сдвиги происходят редко, но весьма регулярно. Одним из первых их описывал Кондратьев.
Рост экономик стран в последние 30, а то и все 50 лет, сильно уменьшили роль США в глобальном ВВП, и как следствие это приводит к перераспределению экономического пирога.
Всё отчетливее становится видно, что обслуживающая финансовая система построенная на «главенстве» доллара изживает себя. И этот процесс начался далеко не год назад. Его было видно в падении доли расчетов в долларах в мировой торговле за последние 10 лет. Текущие геополитические события только придали дополнительный импульс этому процессу.
Какая будет новая структура финансовой системы сказать сложно. Сейчас многие пытаются давать прогнозы, но на мой взгляд это скорее гадание на кофейной гуще, напоминающее мысли футурологов.
Но, что точно можно отметить, так это зарождение и развития новых мировых центров по формированию цен на многие биржевые товары и переход на расчеты в национальные валюты. В этой ситуации привычный арбитраж очень популярный среди крупных инвестиционных банков вполне может дать сбой.
Последняя новость, так вообще выглядит впечатляюще:
Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC) и французская Total Energy провели первую для КНР сделку по продаже сжиженного природного газа (СПГ) в юанях. Торги велись через Шанхайскую биржу нефти и природного газа.
Сам факт, что в условном «Западном блоке», нашлись те, кто решил протестировать подобную схему работы, заслуживает внимания. Дальше надо наблюдать, насколько эта практика будет расширяться.
Всё это не сулит ничего хорошего доллару и экономике США. Если говорить модными русскими клише — ей потребуется существенная трансформация. Аналогичные исторические параллели, вероятно, стоит искать в 70-х годах, когда произошла отвязка доллара от золота. Некоторые исследователи называют это событие — дефолтом США, и на это есть весомые основания. Когда экономики Европы прошли период восстановления после Второй Мировой Войны, также возникла ситуация перераспределения экономического пирога в Западном Мире, и кто знает, чем бы все закончилось, не развались в 90-х Восточный блок. Сейчас сложно представить куда направить экспансию. Некоторые говорят про Африку, но это очень не однозначный материк. К тому же там теперь велико присутствие Китая.
Очень похоже, что фраза Си Цзиньпина о том, что таких перемен, которые идут сейчас не было уже 100 лет, вполне ложится в эту концепцию.
Между прочим, в этой связи очень интересно выглядят трения по вопросу ВВП развитых и развивающихся стран. Так по оценкам международного валютного фонда (МВФ) страны G7 до сих пор удерживают лидерство в доли Мировго ВВП, по сравнению со странами БРИКС и даже укрепляют свои позиции. Но как пишет экономический аналитик — Ричард Диас из Acorn Macro Consulting, если пересчитывать ВВП по ППС, то БРИКС уже превзошел G7! На долю БРИКС приходится 31,5% мирового ВВП с поправкой на ППС, в то время как на долю G7 только 30,7%. Здесь правда так и вспоминается шутка из советского мультфильма: "А в попугаях я намного длиннее...". У ВВП и ВВП по ППС есть много недостатков, но факт расхождения уже указывает на серьезные изменения в Мировой экономике.
Для нас, как инвесторов в финансовые активы, это прежде всего влечет вопрос риска кастодиана. И выводит вопрос привычной страновой диверсификации, которую мы решали через рынок США и американские ETF, инвертирующие в разные рынки, на новый уровень. И здесь пока больше вопросов чем ответов. Но профессиональное сообщество уже ищет пути решения этой проблемы во всем Мире, а не только в России. Возможно инициатива бизнеса снова направит «невидимую руку рынка» в нужную сторону. Но время сейчас, когда стоит быть очень осторожным. Кстати, о риске кастодиана мы поговорим в следующую пятницу на канале Finversia в программе "Август на российском рынке".