(материал подготовлен юристами NSP и Withers).
3 июня 2022 года Национальный расчетный депозитарий (НРД) в России был включен в список организаций, подпадающих под санкции ЕС. Европейские клиринговые системы Euroclear (зарегистрирована в Бельгии) и Clearstream (зарегистрирована в Люксембурге), ранее тесно сотрудничавшие с НРД, перестали получать инструкции от НРД. Это, в свою очередь, привело к невозможности для лиц и организаций, владеющих ценными бумагами через НРД, осуществлять какие-либо международные операции с этими ценными бумагами, включая выплату купонов и погашение ценных бумаг. Это повлияло не только на российских держателей ценных бумаг, но и на международных инвесторов, которые владеют ценными бумагами (еврооблигациями или кредитными нотами), выпущенными европейскими холдингами или SPV российских компаний. НРД признал санкции против себя чрезвычайной ситуацией, но дополнительных ограничений в отношении клиентов не вводил,
Российские компании часто выпускали еврооблигации или кредитные ноты через связанных эмитентов, зарегистрированных в ЕС, т. е. эмитентом могла быть компания, зарегистрированная в одной из стран ЕС. Поручителями по таким ценным бумагам часто выступали российские компании. Английское право очень часто являлось применимым правом в отношении таких ценных бумаг либо с арбитражной оговоркой, либо с оговоркой, предусматривающей разрешение споров в судах Англии и Уэльса.
Проблемы с европейскими клиринговыми системами начались еще до того, как НРД попал под санкции: 17 марта 2022 года НРД сообщил всем, что Euroclear прекратил выполнение любых поручений, полученных от НРД. Через неделю стало известно, что Clearstream заблокировала счет НРД.
В результате санкций против НРД миллионы инвесторов, владевших ценными бумагами через НРД, не могут распоряжаться этими ценными бумагами. Чтобы преодолеть это, брокеры, депозитарии и частные инвесторы направили запросы на разрешение и отмену прав в соответствующие компетентные органы, а именно в Главное управление казначейства Федеральной государственной службы финансов в Бельгии («Казначейство Бельгии») (в отношении Euroclear ) и Министерство финансов Люксембурга (в отношении Clearstream).
В соответствии со статьей 6 Регламента Совета (ЕС) № 269/2014 («Регламент 269») компетентные органы государств-членов могут в определенных случаях разрешать разблокировку определенных замороженных средств или экономических ресурсов, если эти активы должны использоваться для оплаты. санкционированным лицом. 6 октября 2022 г. в Положение 269 был добавлен пункт 5 статьи 6б, в соответствии с которым компетентным органам государства-члена разрешалось санкционировать выдачу некоторых замороженных активов, удерживаемых через НРД, в случае необходимости прекращения до 7 января 2023 г. операции, договоры и иные соглашения, заключенные с НРД или иным образом с его участием до 3 июня 2022 года.
20 декабря 2022 года Министерство финансов Люксембурга выдало общее разрешение в соответствии с пунктом 5 статьи 6b Постановления 269. 22 декабря 2022 года Казначейство Бельгии издало Общие условия для применения статьи 6b (5) Положения 269.
Однако на данный момент не было проведено ни одной операции в связи с Генеральным разрешением Министерства финансов Люксембурга. Точно так же Министерство финансов Бельгии еще не выдало никаких разрешений. Пока неизвестно, будут ли выдаваться какие-либо разрешения в будущем.
В дополнение к проблемам с европейскими клиринговыми системами Регламент Совета (ЕС) 2022/576, вносящий поправки в Регламент (ЕС) № 833/2014 («Регламент 576»), ввел запреты на предоставление услуг трастовым соглашениям с участием российских или связанных с Россией граждан. или юридических лиц с 10 мая 2022 г. В соответствии с Регламентом 576 многие европейские доверительные управляющие и платежные агенты уведомили держателей ценных бумаг о своей неспособности продолжать действовать в качестве доверительных управляющих/платежных агентов с 10 мая 2022 г. В результате многие ценные бумаги, выпущенные российскими компаниями или связанными эмитентами, зарегистрированными в ЕС, оказались без действующего доверительного управляющего/платежного агента. Вслед за этим российское правительство ввело контрсанкции, т.е. законодательные меры в ответ на санкции ЕС/США/Великобритании. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 95 («Указ № 95») выплата купонов и дивидендов и/или операции с финансовыми инструментами (включая ценные бумаги) на сумму более 10 млн рублей (или эквивалента в иностранной валюте) ) в месяц разрешается нерезидентам из так называемых «недружественных стран»1 (определяется российским законодательством) только в том случае, если такие платежи осуществляются на специальный счет типа «С» в российском банке и платежи осуществляются в рублях. Платежи в рублях или иностранной валюте на обычный (не типа «С») счет допускаются только с разрешения, полученного в ЦБ РФ или Минфине РФ. выплата купонов и дивидендов и/или операции с финансовыми инструментами (в том числе ценными бумагами) на сумму более 10 млн рублей (или эквивалента в иностранной валюте) в месяц допускаются нерезидентам из так называемых «недружественных стран»1 (определяется законодательством РФ) только при условии такие платежи осуществляются на специальный счет типа «С» в российском банке в рублях. Платежи в рублях или иностранной валюте на обычный (не типа «С») счет допускаются только с разрешения, полученного в ЦБ РФ или Минфине РФ. выплата купонов и дивидендов и/или операции с финансовыми инструментами (в том числе ценными бумагами) на сумму более 10 млн рублей (или эквивалента в иностранной валюте) в месяц допускаются нерезидентам из так называемых «недружественных стран»1 (определяется законодательством РФ) только при условии такие платежи осуществляются на специальный счет типа «С» в российском банке в рублях. Платежи в рублях или иностранной валюте на обычный (не типа «С») счет допускаются только с разрешения, полученного в ЦБ РФ или Минфине РФ.
Средствами со счета типа «С» нельзя распоряжаться в обычном порядке, их можно расходовать только на территории Российской Федерации определенными установленными способами.
По сути, инвесторы из «недружественных стран» в настоящее время не могут получать купонные или дивидендные выплаты, а также выплаты при выкупе ценных бумаг от компаний, зарегистрированных в России, или связанных эмитентов, зарегистрированных в ЕС.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. № 85 («Указ № 81») установлены ограничения на совершение сделок, влекущих за собой установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения ценными бумагами. российских акционерных обществ с участием нерезидента из «недружественной страны». Для совершения таких сделок требуется разрешение Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями Российской Федерации. Согласно Приказу № 81, операции с акциями российских публичных компаний также ограничено для нерезидентов из «недружественных стран» – требуется разрешение ЦБ РФ.
Федеральный закон № 292-ФЗ от 14 июля 2022 г. разрешает российским компаниям выпускать замещающие ценные бумаги взамен еврооблигаций (или иных ценных бумаг), выпущенных ими или связанными эмитентами, зарегистрированными в ЕС. Целью таких замещающих ценных бумаг является решение проблем с платежами, которые раньше обрабатывались Euroclear и Clearstream. Замещающие ценные бумаги выпускаются российскими компаниями (т.е. не через европейских эмитентов), они регулируются законодательством Российской Федерации, и платежи по таким замещающим ценным бумагам осуществляются в рублях. Замещающие ценные бумаги уже выпустили несколько крупных российских компаний, таких как «Газпром», «Лукойл», «Совкомфлот», «Металлоинвест», «ПИК Холдинг».
Однако выпуск замещающих ценных бумаг ориентирован в первую очередь на российских инвесторов и не решает проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы.
В настоящее время по многим ценным бумагам, на которые распространяются санкции против России, имели место и продолжаются случаи дефолта. Каждый случай, безусловно, уникален и требует тщательного анализа с точки зрения применимого права ценных бумаг (которым часто является английское право) и с учетом текущей геополитической ситуации, ее практического влияния, продолжающихся изменений в санкциях. против России, а также российские контрсанкции.
Возможен вариант обращения либо в суд, либо в арбитраж в отношении эмитентов и/или гарантов ценных бумаг. Однако принудительное исполнение может оказаться сложным, поскольку европейские эмитенты вряд ли обладают значительными активами, а принудительное взыскание в России в отношении зарегистрированных в России поручителей в настоящее время может оказаться невозможным. Тем не менее, существует вероятность того, что определенные средства будут заблокированы в банках Европы/Великобритании/США из-за санкций, которые могут быть направлены на замораживание ордеров в ожидании принудительного исполнения.
В некоторых случаях могут возникнуть определенные дополнительные проблемы, связанные с неправильной продажей ценных бумаг и/или несправедливым предубеждением против миноритарных держателей ценных бумаг. В деле Assenagon Asset management SA против Irish Bank Resolution Corp Ltd (ранее Anglo Irish Bank Corp Ltd) было установлено, что большинство держателей ценных бумаг не могли злоупотреблять своим большинством голосов, чтобы проголосовать за резолюцию, которая экспроприировала права меньшинства по их облигациям за номинальную рассмотрение.
Мы ожидаем, что в ближайшем будущем вопросы, кратко рассмотренные выше, вероятно, будут более подробно рассмотрены в ходе судебных и/или арбитражных разбирательств в Англии и Уэльсе.
оригинал по ссылке — thoughtleaders4.com/images/uploads/news/Pages_from_TL4_Disputes_Magazine_Issue_8_-4_Sanctions_Agianst_Russia.pdf
______________________________________________________
Евробонды: государственные и корпоративные t.me/alleurobonds
А они не пойдут. Так что только новая генуэзская конференция.
О чем я и писал ранее.