Западные санкции, резко ограничившие доступ России к доллару и евро, послужили толчком, а быстро развивающаяся торговля с Китаем — притяжением. В феврале Россия обогнала Саудовскую Аравию и стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай, в то время как общий объем закупок энергии Пекином за последние 12 месяцев вырос до 88 миллиардов долларов, увеличившись более чем на 50% по сравнению с периодом, закончившимся в феврале 2022 года . Китайский бизнес также расширился в своем северном соседе, заполнив пустоту, оставленную уходящими западными брендами.
По данным SWIFT, Россия в настоящее время является 5-м по величине пользователем китайской валюты с 2,3% мировых платежей в юанях после Гонконга, Великобритании, Сингапура и США. Год назад страна не попала даже в топ-15: ее доля в мировых платежах в юанях составляла менее 0,3%. При такой скорости Россия может стать крупнейшим пользователем юаня за пределами Гонконга в ближайшие пару лет.
На этой неделе Центробанк России удорожил для коммерческого кредитора обязательства в долларах и евро, повысив обязательные резервные требования по «недружественным» валютам . Чем дольше затягиваются война и санкции, тем сильнее укореняется юань в финансовой экосистеме Москвы. Если нынешняя траектория сохранится, Россия, вероятно, станет первой крупной экономикой, в которой китайская валюта будет иметь равные позиции со своими американскими и европейскими аналогами.