Поездка Си Цзиньпина в Россию на этой неделе породила огромные надежды на возможное мирное соглашение по Украине при посредничестве Китая. Поездка прошла. И похоже не принесла существенного прогресса в разрешении конфликта в Украине. Поездка, однако, прошла не даром. На самом деле, результат поездки и выбор, сделанный Си Цзиньпином, неизбежно определят внешнюю стратегию Китая и обстановку в области глобальной безопасности на годы, если не десятилетия.
Решение Си посетить страну в такое время свидетельствует о поддержке Китаем России, но это не обязательно самый важный вывод из поездки. Напротив, визит Си в Москву является четким заявлением Китая о том, что стратегическое сотрудничество Китая и России будет продолжаться и расширяться, независимо от поведения России. Поездка отражает критическое суждение со стороны Китая о том, что преимущества партнерства с Россией перевешивают риски, независимо от того, насколько Запад считает это неразумным.
В основе этой китайской оценки лежит убежденность в том, что в эпоху стратегического соперничества с США Китай заинтересован до тех пор, пока Россия разделяет претензии Китая к США. Как бы США и Европа ни пытались убедить Китай в обратном, по мнению Пекина, сближение китайских и российских интересов в противодействии США перевесит их разнонаправленные интересы, такие как конкуренция за региональное лидерство и сферу влияния.
Руководствуясь этим убеждением, Си во время этой поездки отделил украинский вопрос от более широких китайско-российских отношений, отдав приоритет укреплению двусторонних отношений и преуменьшив значение событий в Украине и ее последствий. Для Пекина существует целый спектр китайско-российских отношений — вопросы, выходящие за рамки повестки на Украине. Цель Пекина — развивать и углублять отношения с Россией и защищать их от последствий войны. Логика понятна: Украина — это не война Китая, и Китай не берет на себя ответственность ни за ее начало, ни за ее окончание.
Вот почему основное внимание Си Цзиньпина в поездке было сосредоточено на двух вопросах. В экономическом плане Китай взял на себя обязательство расширять коммерческие связи с Россией, в том числе в области торговли энергоресурсами, инфраструктуры, науки и техники, а также связи между китайской инициативой «Один пояс, один путь» и Евразийским экономическим союзом России. Торговля Китая с Россией будет продолжать расти сверх 30-процентного увеличения в прошлом году.
Можно спорить о будущей роли России в экономике Китая, учитывая что Китай ориентируется на высокотехнологичные производства, а Россия стала прежде всего поставщиком сырья. Но в обозримом будущем траектория экономических связей стран восходящая.
Политический приоритет более интересен. Не говоря уже об Украине, Си и Путин пообещали совместно продвигать свою общую повестку дня, чтобы бросить вызов существующему международному порядку. Они видят новый мировой порядок, определяемый многосторонностью и демократизацией международных отношений. и разделяют геополитическое убеждение, что в эпоху соперничества великих держав Китай и Россия должны объединиться и сотрудничать, чтобы не проиграть в соперничестве с США.
Действительно, многие эксперты подмечают, что прекращение войны в Украине означало бы лишь то, что США будут меньше отвлекаться и еще больше сосредоточатся на конкуренции с Китаем. В этом смысле надежда на то, что Китай может стать посредником в установлении мира между Россией и Украиной во время поездки Си, была маловероятной. Китай не только не способен, у него может даже не быть мотивации добиваться мира в Украине. Контекст полностью отличается от сделки между Саудовской Аравией и Ираном, в которой Китай способствовал, а не посредничал. Саудовская Аравия и Иран хотели улучшить отношения задолго до того, как в дело вмешался Китай, и Китай воспользовался назревшей возможностью. Таких предпосылок между Россией и Украиной нет, по крайней мере пока. Нарратив, созданный для того, чтобы изобразить Си в качестве посредника во время поездки в Россию, был призван нейтрализовать негатив, связанный с поддержкой, которую Китай оказывает России. Пекин прекрасно понимает маловероятность мирного соглашения, но говорить об этом никто же им не запрещает.
В общем война войной, а у каждого свои интересы.
Самовозбуждаются свободные мозговые мощности. А говорят, якобы нету Развития в России. Не согласен!
Китай и РФ поддержат друг друга в случае нарушения границ и суверенитета, торговые отношения растут. точка.