Почему вдруг позабыли про Испанию? Почему закончилась информационная атака мировых СМИ? Куда подевались те, кто предвещал жителям Пиренеи развал экономики и выход из Еврозоны? Куда подевались все “евроармагеддонщики”?
В сентябрьском отчете я отмечал, что основную угрозу для испанской финансовой системы представляло “бегство” депозитов со счетов коммерческих банков. Так называемый “bank run” вылился в то, что с начала года суммарный отток средств составил 174,2 млрд. евро. И даже на пике последнего мирового финансового кризиса ситуация выглядела куда лучше.
Но! В сентябре 2012 г., впервые за последние 6 месяцев, банковская система Испании зафиксировала приток средств на депозитные счета. Это хороший знак.
Хотя в рамках всей Еврозоны банковская система продолжает испытывать давление со стороны вкладчиков. Объем депозитов сокращается с июня, а накопленный итог с начала года практически равен нулю.
Испания. Приток средств на депозиты возобновился
Совокупный объем депозитов розничных и нефинансовых организаций-резидентов Еврозоны за исключением государства в коммерческих банках Испании в сентябре 2012 г. вырос на
13,2 млрд. евро с 1,491 трлн. до 1,505 трлн. евро, что эквивалентно повышению на 0,88% в месячном пересчете (наибольший прирост с декабря 2010 г.!) и сокращению на 12,3% в годовом. Объем оттока средств с депозитных счетов в июле текущего года был максимальным со времени создания Еврозоны – именно на это период пришел пик испанского кризиса. Далее ситуация стала выправляться.
*Обращаю внимание на возобновившийся с марта 2012 г. рост объема средств на депозитных счетах в Италии. С того момента Италию вычеркнули из списков потенциальных банкротов.
Депозиты домохозяйств в коммерческих банках Испании увеличились в сентябре на 2 млрд. евро, или на 0,29% в месячном пересчете (и -3,4% в годовом). Корпоративные депозиты выросли на 1,9 млрд. евро, или на 1,0% в месячном пересчете (в годовом сократились на 20,68%). По темпам прироста корпоративных депозитов Испания в сентябре вышла на третье место после Италии (+6,6%) и Австрии (+1,9%).
Основная доля притока средств на депозиты (+9,22 млрд. евро) в сентябре пришлась на остальные нефинансовые организации (пенсионные фонды, страховые компании и т.д.).
“Bank run” из PIIGS завершился?
На представленном ниже графике представлен процесс “бегства” депозитов (bank run) из PIIGS (Португалия, Италия, Испания, Ирландия, Греция) – вывод средств из периферийных стран и рост банковских вкладов в странах, составляющих ядро (core) европейской экономики (Германия, Франция и т.п.), более экономически развитых и менее подверженных влиянию долгового кризиса. Однако, обратите внимание, что депозиты стали возвращаться в PIIGS, сокращаясь в основных странах.
Объем депозитов на счетах немецких банков составляет 3,166 трлн. евро против 3,54 трлн. в банках периферийных стран PIIGS. По совокупному объему депозитов Испания занимает 3-е место в Еврозоне после Германии и Франции. И это одна из причин того, почему написан этот обзор…
Сокращение депозитов и баланс коммерческого банка
Падение уровня вкладов приводит к существенным перекосам в структуре балансов коммерческих банков европейской периферии – пассивы сужаются, и банки вынуждены избавляться от ликвидных активов (в т.ч. от государственных облигаций).
Именно по этой причине испанские финансовые активы (акции, бонды) ранее так сильно упали в цене, т.к. банки продают их, чтобы выполнить запросы на изъятие депозитов. А падение активов еще больше усугубляет ситуацию с ликвидностью и капиталом банков, т.к. при убытках они вынуждены “трясти” свою капитальную базу. А это еще больше провоцирует отток депозитов, т.к. все боятся обрушения банковской системы.
Как ведет себя банк при сокращении депозитной базы?
Первый вариант. Кредитные портфели испанским банкам продавать некому, т.к. основным залоговым обеспечением по ним выступает недвижимость. Видели последний график цен на испанскую недвижимость? Вот именно. Она продолжает дешеветь и адекватно оценить подобный залог в текущих условиях крайне тяжело. Так что не вариант.
Второй вариант. Продажа финансовых активов, к примеру, государственных облигаций (раз мы говорим о долговом кризисе). На балансе их не так много, но подобные активы являются ликвидными инструментами, что во времена кризиса является очень важной характеристикой ценной бумаги.
Ниже представлен график объема покупок/продаж государственных облигаций коммерческими банками Испании.
В сентябре 2012 г. впервые за последние 6 месяцев испанские банки нарастили объем вложений в суверенные государственные облигации до
8,5 млрд. евро.
*Если же говорить про общую картину, то совокупный объем покупок суверенных госбумаг банками Еврозоны в сентябре составил 33,3 млрд. евро, что стало максимальным значением с марта 2012 г. Верный признак стабилизации долгового рынка.
Вариант третий. О рекапитализации испанского банковского сектора в последние месяцы говорилось очень много, давались предварительные оценки (100 млрд. евро), проводились стресс-тесты.
Вариант четвертый. Естественно, в условиях банковского кризиса и перекрытого канала частного фондирования ЕЦБ взял на себя роль главного спасителя испанской банковской системы.
Объем кредитования испанских банков Европейским Центральным Банком в октябре 2012 г. сократился относительно сентября на 36,6 млрд. евро до 341,6 млрд. евро, что составляет около 1/3 от всех выданных ЕЦБ кредитов финансовым организациям Еврозоны в 1,05 трлн. евро.
Кредитование испанских банков со стороны ЕЦБ, после обновления исторических максимумов в июле 2012 г., сокращается два месяца подряд.
На представленном выше графике хорошо видно, что с июня 2012 г. ЕЦБ
перестал наращивать объем предоставляемых банковской системе Еврозоны кредитов (MRO, LTRO и т.п.). С того момента ситуация на европейском фондовом рынке коренным образом изменилась! Пик долгового кризиса PIIGS, видимо, остался позади.
Каким образом ЕЦБ сумел выправить ситуацию? Об этом читайте здесь и здесь.
Дмитрий Шагардин
Брокерская компания КИТ Финанс
И коментаторам спасибо, очень интересно.
До этого все вкладчики из переферии бежали в северные страны, а в конца августа Драги подбодрил обещаниями спасения… и паника немного спала. Возможно просто понесли текущие клиенты в банки, но реальнее — отток вкладов резидентов Испании обратно из немецких банков.
Но на таком обычном факте делать заявление что «Пик кризиса пройден»? Это смело.
Тем более развал экономики Испании и ЕС ускоряется
никаких аргументов не будет — он эллиотчик) может зигзаги показать, кучу стрелочек и неаправльные плоскоксти)
Занимался DCF в 2008г, разбираюсь в макростатистике с 2010г на практике.
Предсказал дефолт Греции еще в ноябре 2010г
как раз устроился аналитиком (в теперь уже почившую компанию), ставшей позже филиалом «Открытие»…
и приходилось шариться без Блумберга по стат. данным… искать что-то интересное, трактовать статистику (а не тупо перечислять ее).
А когда находишь такую златую жилу как Греция, то нужно банально иметь мозги и самое главное — аналитическую СМЕЛОСТЬ, чтобы предсказать очевидные вещи
Разве где то тут писал о развале Еврозоны? Писал о развале экономике ЕС. Это крайне разные вещи!
Данные стат. показатели демонстрируют, что экономика ЕС продолжает падение в бездну, разве это не очевидно?
Хотя если о развале Еврозоны, то да считаю что он обязательно будет и начнется с Греции (вопрос лишь в том затронет он еще к-л страны). Иначе из данного кризиса им не выйти никогда.
1) ЕС — официально в рецессии сейчас
Давайте для примера посмотрим на сегодняшнюю статистику:
2) Индекс потребительского доверия ЕС = -25,7 (сейчас на минимумах с даун-тренда от -9,5 в мае 2011г)
3)Индекс деловой активности в промышленности ЕС = 45,4 (тоже на минимумах — стабильно ниже 50 с августа 2011г)
Еще чего много привести? Безработицу?
Я про мертвую экономику Испании ВООБЩЕ МОЛЧУ
Отдельно о Испании:
Что первично? Курица или яйцо?
Банковский кризис вызвавший крушение экономики этой страны? или наоборот? Стабильно ухудшающаяся экономика вызвала банковский кризис?
Если второе — причина первого, то пик банковского кризиса в Испании еще ох как не пройден
что скажите?
So while the debt crisis and the ensuing European recession remain a significant threat to the global economy, U.S. banks at least have been able to find some ways to capitalize.
«We certainly see some market-share pick-up for U.S. banks from European lenders,» said Fred Cannon, industry analyst for Keefe, Bruyette & Woods. «From a business standpoint we've seen some benefits.» Refinancing has accounted for 69 percent of the new business, while corporate lending also has taken a significant share.