Для начала пара цифр, для красоты:
▫️Чистая прибыль 47,6 млрд. руб. Большая часть суммы – это деньги за продажу Дзена и Новостей
▫️Денежные запасы уменьшились со 102,7 до 83,3 млрд. рублей
Результаты сегментов и мое мнение по ним:
🔹Поиск и портал. Доходы продолжают расти с хорошей динамикой, сказывается уход конкурентов. Продажа Новостей никак не повлияла, вероятно проект был в районе самоокупаемости. Рыночная доля поиска значимо не изменилась
🔹Райдтех, E-comm и доставка. Такси хорошо зарабатывает: говорят, что за счет роста числа поездок, но мне кажется тут больше заслуга стратегии «круглосуточно повышенный спрос». А маркетплейс продолжает эти доходы съедать. Delivery Club пока тоже остается убыточным (была надежда, что у них получится быстрая синергия с экосистемой Яндекса и из этого вырастет прибыль – но нет). Из хорошего – на Маркете на 132% выросла доля 3P-выручки, это верное направление, но даже до безубытка еще далеко
🔹Развлекательные сервисы. По году все еще убыточные, но в 4 квартале почти удалось выйти в ноль за счет роста базы подписчиков. Расти дальше будет сложно – с Кинопоиска уходит много лицензионного контента и целесообразность платить за то, что осталось, становится довольно сомнительной. Но прочие сервисы, а также интеграция Плюса с Устройствами все еще могут вытянуть сегмент, время на это есть
🔹Прочие бизнес-юниты. Традиционно убыточные. Сообщают об успехах в сегменте Устройств – неудивительно, Станция это очень качественный продукт. Дзен, как оказалось, был убыточным, и его продажа слегка улучшила баланс в сегменте. Но главный пожиратель денег – Yandex SDG – продолжает свое дело, и я уверен, аппетитов у него хватит еще не на один год
✅Итого: ничего принципиально нового с бизнесом Яндекса пока не случилось. Доходы на бумаге выросли, но сколько бы они ни росли – все заработанное съедается внутри компании. А миноритарии не видят не то, что денег, но даже конкретных стратегий, планов и расчетов с цифрами по убыточным проектам роста
⚠️Старые риски – никуда не делись:
1) расписки,
2) выделение зарубежного бизнеса (нам до сих пор не объяснили, какая именно часть активов и на каких условиях выходит, и как это будет оформлено),
3) возможный вход в компанию государства с превращением в новый Ростелеком (то есть в хороший и годный бизнес, но не для миноритарных акционеров)
Отдельно хочу отметить про разделение:
Вопрос о том, как будут делить активы, и какой части поделенного будут потом соответствовать наши акции – оставлю за кадром, тем более про него уже немало написано версий.
‼️Но в любом из крайних вариантов – и если нам достанется стартапно-инновацинная израильская компания, и даже если нам достанется «новый русский яндекс» со всей своей доходной частью – мы проигрываем
🔹Потому что убыточный на много лет вперед SDG сейчас не стоит примерно ничего. Я не против беспилотников, но раз мы разговариваем про деньги и инвестиции – нужны хотя бы какие-то ориентиры в цифрах, а не просто хороводы с припеваниями
🔹А прочий Яндекс – он хоть и зарабатывает, но пока что работает все на тот же SDG, и все заработанные деньги немедленно закидываются именно туда (еще Маркетплейс много съедает, и целесообразность его существования тоже довольно сомнительна)
⛔️То есть, покупку акций Яндекса сейчас, чем бы ни закончилась вся история с разделением – можно считать своего рода донатом в пользу будущего зарубежного проекта Воложа. Понятно, что деньги, которые мы несем на биржу, в компанию не придут, но итоговым продуктом наших торгов – ликвидными акциями с высокой рыночной оценкой – Яндекс очень даже пользуется. Например, для выпуска конвертируемых облигаций
📊Какой-то спекулятивный интерес здесь найти, конечно, можно. В конечном итоге мы же покупаем и продаем уже даже не долю в компании, а ожидания прочих акционеров относительно будущей доли, и с этими ожиданиями можно работать. Но считаю, что у нас на рынке пока еще есть гораздо более здоровые, перспективные и фундаментально обоснованные идеи
✅Еще мои мысли по рынку: https://t.me/mozginvest 🐙
«Насколько» мне известно тот технологический уровень которого яндекс достиг по беспилотникам, на западе оценивается сопоставимо как весь весь яндекс, без пруфов, просто вспомнился кейс покупки компании на западе которая тоже занимается беспилотниками. Tesla тоже делает упор на продаже технологий беспилотников «вроде» этот комплект стоит несколько тысяч долларов. Так что денег там много.
Плюс они по отчетам осуществляют 500тысяч доставок в день — это мощная логистическая компания, если они освоились в городе то и межгород потянут и потеснят конкурентов.
Поэтому конечно когда компания не платит дивы сложно ее оценить, но точно текущие цены не завышены.
В целом, без обид, уровень анализа — отстой.
MadQuant, а чем по-вашему «инновационный ИТ-бизнес» такой особенный, что к нему надо как-то по особому относиться, и не задавать всяких неудобных вопросов про то, куда именно он наши деньги расходует?
(я так то к яндексу хорошо отношусь как к компании, тут именно про инвест-идею речь)
«Инновационный ИТ-бизнес» — другое, он такой особенный тем, что создает новые рынки и ниши высокой стоимости (см. пример такси). Да, из 10-ти проектов может выстрелить один, но сразу удвоить компании выручку и утроить ЕБИТДу. Поэтому не надо стоять рядом и ныть «зачем вы вкладываете деньги в то, что сейчас не работает, а не платите мне дивиденды». Если вас такой подход принципиально не устраивает — инвестируйте где-то еще (хинт: и это будет глупо, потому что ИТ-бизнес самый доходный последние десятилетия).