Тихой сапой. Лишь некоторые российские компании импортозаместили софт, но это ожидаемо.
Как продвигается импортозамещение ОС и систем управления базами данных среди системообразующих предприятий и субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ)?
Среди опрошенных компаний полностью завершили импортозамещение только 2%. В процессе перехода находятся 23%, а в 53% его только планируют. Как бы странно это ни звучало, но указанная статистика скорее оптимистичная. Факт того, что хотя бы кому-то удалось достичь полного импортозамещения, уже хорошая новость. Переход на российские ОС — задача нетривиальная. Проблема в том, что в большинстве организаций доля рабочих станций и серверов под управлением Windows была крайне велика. Российские системы на базе ядра Linux зачастую просто не имеют аналогов для некоторых приложений. Во многих случаях критически важные бизнес-процессы могут быть завязаны на самописных утилитах, созданных годы назад, и миграция которых может оказаться трудоемкой.
Аналогичная ситуация и с базами данных. Часто подобная миграция требует кардинального изменения бизнес-логики приложения и может обойтись едва ли не дороже, чем просто пересоздание системы с нуля.
Вот только, согласно указу президента от 30 марта 2022 года, с 1 января 2025 года госкомпаниям будет запрещено использовать иностранное ПО и оборудование для обеспечения работы КИИ. Как этого достичь при текущих темпах — не знает никто. Вероятно, уже в ближайшее время данный указ будет пересмотрен.
Несмотря на все усилия, во время переходного периода значительная доля западного ПО сохранится, и это данность.
Ключевая задача сейчас — создавать новые проекты уже на базе российских решений. Но «наследие» иностранных систем будет преследовать нас еще многие годы.
www.kommersant.ru/doc/5797157