Россия добровольно переходит под контроль Китая.
Уход от доллара в российской экономике можно считать успешным: доля расчётов в долларах на российском рынке за 9 месяцев 2022 года снизилась с 52% до 34%, по евро объём расчётов сократился с 35% до 19%. Зато в рублях расчёты выросли с 12,3% до 32,4% (во многом благодаря фейковым рублёвым расчётам за газ, при которых иностранные контрагенты всё равно переводят валюты на спецсчета в российских банках). Но рубль не единственный набрал популярность: расчёты в юанях выросли с 0,4% до 14%, а доля юаня на биржевых торгах выросла в 11 раз до 33%.
Для юаня сейчас практически нет альтернатив.
Крупнейшие банки отключены от SWIFT, а частные банки поменьше, которые не попали под санкции, испытывают проблемы с переводами из-за того, что многие зарубежные партнёры в принципе не сотрудничают с российскими кредитными организациями. На этом фоне российские компании стали выпускать евробонды, номинированные в юанях, а Минфин в рамках бюджетного правила будет закупать юани для ФНБ вместо привычных долларов, евро и британских фунтов. Если, конечно, для этого хватит нефтегазовых доходов. Установленная в бюджетном правиле планка в ₽8 трлн достижима при средней цене на нефть в $65 за баррель, но сейчас в условиях действующих ограничений на транспортировку даже «дружественные» Китай и Индия стремятся покупать российскую нефть немногим дороже $40 за баррель.
Для этого Минфин уже пересмотрел структуру ФНБ.
Теперь юань может составлять до 60% средств ФНБ.
Антон Силуанов сильно рискует: если КНР пересмотрит своё отношение к России (всё базируется исключительно на выгоде Китая), то Россия рискует остаться без запасов, которые с 2000-х годов являются краеугольным камнем финансовой политики РФ. После создания Стабилизационного фонда РФ в 2004 году упор делался не на создании сильной экономики, которая может справляться с кризисами, а на формировании «подушки безопасности» на чёрный день. Теперь этот инструмент оказывается в руках правительства КНР.
Тотальное погружение в юань опасно ещё и потому, что он не популярен в мировых масштабах.
В мировых резервах он занимает только 3%.
Доля доллара США в 20 раз больше.
КНР постепенно занимается популяризацией проведения внешнеторговых операций в юанях, так для 39 центральных банков других государств открыты своп-линии на 3,7 трлн юаней ($550 млрд).
Но России это касается в меньшей степени.
Бывший глава банка «Открытия» Михаил Задорнов в конце прошлого года жаловался на то, что китайские банки соблюдают санкционные ограничения и отказываются работать с российскими коллегами. Уход России в юани превращается в игру в одни ворота. Увы, не в пользу России.
Дайджест Телеграм