«Капитализм больше не работает для большинства людей», — говорит Далио. В отношении социалистических тенденций у этого человека до сих пор не было никаких подозрений. Он является основателем крупнейшего в мире хедж-фонда. По некоторым оценкам, он владеет примерно 22 миллиардами долларов. Его управленческая Библия «Принципы успеха», обязательное чтение для начинающих инвестиционных банкиров, была продана тиражом два миллиона экземпляров.
Богатство и процветание теперь будут распределяться только в одностороннем порядке, и те, кто когда-то был беден, останутся таковыми, от равных возможностей не останется и следа. Покончить с этим, призывает Далио. По его словам, капитализм требует срочных и фундаментальных реформ. В противном случае он погибнет.
У молодых людей в возрасте до 30 лет: разочарование, смирение, гнев. И вновь обретенная любовь к социалистическим идеям. В США 49 процентов людей в возрасте от 18 до 29 лет положительно относятся к социализму. 32-летняя конгрессмен Александрия Окасио-Кортес, которая называет себя «демократической социалисткой» и требует 70-процентного подоходного налога с самых высокооплачиваемых работников, является звездой с более чем 20 миллионами подписчиков в социальных сетях.
Миллениалов волнуют не отдельные политические вопросы, а общая картина: «Фундаментальные системные изменения, которые сделают жизнь лучше для всех, а не только для немногих». «Мы, как общество», должны «вернуться к тому, чтобы заботиться о вещах коллективно». Пример транспорта: вместо субсидирования отдельных автомобилей государство должно поощрять совместное использование автомобилей, расширение железных дорог и велосипедных дорожек.
По данным Немецкого института экономических исследований (DIW), десяткам лучших принадлежит более двух третей всего богатства, а всей нижней половине приходится довольствоваться 1,3 процентами. Рост доходов также расходится: в то время как покупательная способность нижней десятой части немецкого общества выросла всего лишь на 5 процентов в период с 1995 по 2019 год, верхняя десятая прибавила 40 процентов.
Добавьте к этому долгосрочные тенденции, которые заставляют молодое поколение, особенно молодое, чувствовать, что они больше не могут перейти на сторону победителя, как бы они ни старались. Стремительный рост арендной платы делает жизнь в больших городах все более и более бесценной. Им грозит увеличение пенсионного возраста при одновременном сокращении самой пенсии. Согласно репрезентативному опросу людей в возрасте от 18 до 32 лет, чуть менее три четверти обеспокоены снижением уровня пенсий. К чему все это творчество в капиталистическом колесе хомячка, если в конце концов оно все равно ни к чему не приведет? Обещание подъема и процветания, данное предыдущим поколениям, теперь звучит просто смешно.
В США ситуация выглядит еще более драматично, критикует Рэй Далио, миллиардер из хедж-фонда. По его словам, большая часть доходов практически не росла в течение десятилетий. С другой стороны, доход высшего процента увеличился почти втрое с 1980 года, начала современной неолиберальной эры. Предложенное Далио решение: «перераспределение».

Книга «Капитал в антропоцене» молодого профессора Кохей Сайто о новом эко-социализме, интерпретирует климатический кризис как «проявление капиталистического производства» в духе Маркса — остановить крах планеты можно только с помощью посткапиталистической системы, в которой рост больше не существует, общественное производство замедляется, а богатство целенаправленно перераспределяется.
Книга «Капитал в антропоцене» была продан тиражом более полумиллиона экземпляров в Японии, масштаб сопоставим c Гарри Поттером. Вскоре книга выходит также на английском и немецком языках. Общественный телеканал NHK посвятил четырехсерийный документальный фильм современной интерпретации Сайто Маркса. С тех пор литература Маркса приобрела поразительную популярность в книжных магазинах Токио, в том числе «Капитал» как комикс-манга. Тем временем даже премьер-министр Японии Фумио Кисихида выступает за «модернизацию капитализма до более устойчивой версии».
Успех своей книги Сайто объясняет тем, что его сверстники в Японии уже давно борются с экономической нестабильностью и «эксцессами глобализации». По его словам, они открыты для «нового образа жизни». Все неолиберальные меры, такие как дерегулирование или сокращение социального государства, которые стимулировали рост, создали социальные разногласия и нестабильность. «Почему мы должны продолжать в том же духе, посвятив всю свою жизнь работе, зарабатыванию денег, потреблению, этим вопросом сейчас задается молодые поколения », — говорит Сайто.

Большинство экономистов и западных правительств имели четкое представление о иерархическом порядке в экономическом мире в предыдущие десятилетия. И это выглядело так: рынок определяет, куда идти, государство только мешает и должно по возможности держаться подальше.
Сейчас государство должно определять направление и ставить амбициозные цели. Оно должно обозначить общественные цели и сосредоточить на них все свои силы. Например, лунная программа: когда правительство США стремилось полететь на Луну в течение десятилетия. Но для этого сначала нужно избавиться от старого нарратива, согласно которому государство существует только для того, чтобы исправить рыночные сбои. Он все еще притворяется, что не способно дать капитализму какую-либо цель, какое-либо направление.
Можно осторожно направляя компании и целые промышленные секторы в нужном направлении с помощью налогов, грантов.
Действительно ли современная экономика должна быть так рабски привязана к вечному росту?
Три года назад 200 крупнейших американских корпораций совместно заявили, что в будущем они будут обязаны не только своим акционерам, но и «всем заинтересованным сторонам»: клиентам, сотрудникам и деловым партнерам, да и всему обществу. Для «Делового круглого стола», самой влиятельной корпоративной ассоциации в мире, объединившей многочисленные крупные корпорации, от Apple до Goldman Sachs, это был большой шаг. До сих пор они были привержены только своим акционерам и неолиберальному девизу Милтона Фридмана: «социальная ответственность корпораций заключается в увеличении их прибыли».
Что из этого является пиар-ходом, а что означает серьезность, еще неизвестно. Но маленькие шаги тоже помогают: например, Adidas решил с 2024 года не использовать для всей обуви и спортивного текстиля недавно произведенный полиэстер, а использовать только переработанный пластик.
Государство должно «перераспределять»: вкладывать гораздо больше средств в образование, в инфраструктуру, во все возможные формы равных возможностей. «Это должно быть вложено как можно раньше во всех, но особенно в обездоленных, и из этого использования может вырасти более производительная экономика».
Также необходимо исправить «перекос налоговых систем, который благоприятствует капиталу и ставит труд в невыгодное положение».