А между тем, дело приватизации и формирование первых крупных капиталов началось за несколько лет до воцарения Ельцина и его «министров-реформаторов». Всё началось «при социализме», «при КПСС», во времена Горбачева.
Это была так называемая приватизация «до приватизации» (т.е. до того, как – в 90-е годы – она пошла открыто, масштабно, осененная системой «законов» и «указов»). А в горбачевские времена она ползла во многом тайно, под прикрытием вполне «по-социалистически» звучавших решений и указаний: создание и развитие кооперативов (а что тут такого, крамольного, с «социалистической» точки зрения? ведь о кооперации, как форме социалистической деятельности писал сам Ленин!); расширение прав трудовых коллективов, получающих право свободно и суверенно определять экономическую жизнь своего предприятия и более свободно распоряжаться получаемой от производства и продаж прибылью (а чем это не «по-социалистически»? ведь, у всех на слуху был лозунг: «фабрики – рабочим!»); более широкое введение хозрасчета – на всех уровнях производства (создавая тем элементы рыночной экономики, что предусматривалось, как известно, ленинской стратегией НЭПа); демократизация управления: выборы директоров и других руководителей производства.
Но все эти милые, демократически и социалистически звучавшие лозунги на практике превращались в способы первоначального капиталистического накопления, в перекачку общественных средств и фондов в частные руки.
Расширение «прав трудовых коллективов», «выборность администрации» оборачивались «расширением прав» администрации, директорского корпуса. Директора госпредприятий («избранные» трудовым коллективом, и потому ответственные, в первую очередь, перед ним) в значительной степени выходили из-под контроля государственных органов, а «ответственность перед коллективом» оборачивалась, по большей части, своеволием администрации и директорской диктатурой, ибо сплоченная общим интересом, хорошо организованная, сросшаяся с местными партийными и государственными властями заводская бюрократия легко переигрывала привыкшую к покорности, подчиненную и слабо разбирающуюся в финансовых тонкостях рабочую массу. Предприятия становились, по сути, частной вотчиной администрации, реально – ее собственностью. А к этому процессу фактической приватизации с огромным эффектом подключалась и государственная бюрократия (распоряжавшаяся большими хозяйственными комплексами, огромными государственными материальными ресурсами). Власть, таким образом, конвертировалась в собственность. Шел обмен номенклатурной власти на собственность.
для большей наглядности и большей убедительности наших утверждений перечислим основные конкретные шаги «номенклатурной приватизации» 80-х – начала 90-х годов.
19 ноября 1986 г. – Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», легализовавший частное предпринимательство, а также аренду на базе семейного подряда.
30 июня 1987 г. – Закон «О государственном предприятии (объединении)», предоставивший предприятиям значительную самостоятельность, в том числе право реализации части продукции по договорным ценам и свободного расходования вырученных средств.
26 мая 1988 г. — Закон «О кооперации в СССР».
Напомним, что в данный период сохранялась и действовала система распределения ресурсов по «плановым» ценам. Именно поэтому продукция, продававшаяся по договорным ценам, характеризовалась низкими издержками и позволяла получать ощутимую прибыль, которая могла использоваться директорским корпусом по своему усмотрению. В частности, вырученные средства вполне могли направляться в создаваемые при госпредприятиях кооперативы, возглавлявшиеся либо самими директорами, либо их доверенными лицами.
3 июля 1990 г. – важный рубеж, когда принят Закон, обозначавший постепенный переход от скрытой приватизации к приватизации легальной и открытой, но сохраняющий суть шедшего прежде процесса – активнейшее участие партийного и государственного чиновничества в приватизации. Мы говорим о Законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».
Закон этот определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий. Он предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона цели и порядок приватизации должны были быть установлены Государственной программой приватизации, утверждаемой высшим законодательным органом.
Как следствие всех этих законов, отмечают авторы фундаментального труда по истории приватизации в России, прежняя, сложившаяся при советской власти государственная система начала стремительно утрачивать контроль за действиями врывающихся в приватизационное пространство чиновников, нового типа хозяйственников, формально продолжавших оставаться наемными государственными служащими. Фактические же действия этих «госслужащих» представляли собой процесс спонтанной «номенклатурной приватизации» — преобразование министерств в концерны, ассоциации, холдинги, создание на базе государственных предприятий акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций принадлежал государству.
Ну а потом в 1991 чиновники встретились в Беловежской пуще и приватизировали себе… ну кто Казахстан, кто Грузию